Первая пуля Сергея Мартынова

Точность — вежливость королей

Олимпийский чемпион Лондона Сергей Мартынов всегда бьет в цель. И делами, и выстрелами, и словами. Он шесть раз повторял абсолютный мировой рекорд, выбивая в зачетной сессии 600 очков. То есть 60 выстрелов в яблочко из 60 возможных — абсолютная точность! 



Когда Сергею об этом напоминаешь, он опускает глаза и вкрадчиво поясняет: “Просто повезло...” Это, пожалуй, самый скромный и немногословный наш олимпийский чемпион. Мы встретились с ним в Бресте, здесь в среду завершился чемпионат страны. Мартынов, конечно же, снова стал первым и теперь с хорошим настроением отправился в Баку на Европейские игры. Но перед этим мы прогулялись с Сергеем по местам его юности и навестили тир, где знаменитый чемпион сделал свой первый в жизни выстрел. 

Пока идем, Мартынов окунается в детство: “Белое сало с хлебом — это был мой идеальный и завтрак, и обед, и ужин! А сосиски были какие вкусные!” Так и хочется добавить: и деревья очень большие! Снайпер улыбается и слегка от этого щурится, словно в прицел разглядывая далекие годы счастливого детства. Он вспоминает, как лазил за клубникой в соседский огород, как до стрельбы занимался футболом и даже две недели плавал по реке Мухавец в каноэ. Но вот и легендарный тир!

Средняя школа № 12 города Бреста выглядит ухоженно, чувствуется, что порядок здесь любят и уважают. Мы поднимаемся по бетонным ступенькам и заходим в холл. Нет ни одного упоминания, что здесь учился олимпийский чемпион. Проходим во внутренний дворик, спускаемся в подвальный тир ДЮСШ № 7. “Ставил прицел” будущему чемпиону Владимир Столяров. Он нас первый и встретил. Набежали дети, облепив чемпиона со всех сторон и предложив ему селфи. 



— Первый раз со мной такое, надо же — селфи! — удивлялся Сергей, но поклонникам не отказал. 

Раздевалка. На стенах висят газетные вырезки, с них смотрит совсем юный Мартынов. Чуть правее он же, но уже олимпийский чемпион. Машет нам рукой. Оружие в сейфе под замком. Много мишеней, прострелянных до дыр. Условия не идеальные, но, как показывают победы Мартынова, комфорт результат не диктует, а делает его лишь отчаянное трудолюбие.

— Сергей, много воды с тех пор утекло...

— Раньше здесь все стены были обиты контейнерами для яиц, картонками для шумоизоляции. Сейчас стены покрасили, осовременили. А вот приемник 1970 года рождения, я гляжу, остался, он у нас всегда для фона на тренировках играл. Тогда музыку передавали пять минут в час, все остальное — полезная информация. А вот и красный телефон! Хм, работает? Ничего себе, на совесть строили! Родители сюда иногда звонили, когда дети задерживались на тренировках. А вот и моя винтовка — 666. Сохранили. Приятно. 

— Сергей, когда вы последний раз переступали порог родной школы?

— Зимой. В феврале с дочкой заезжали в гости к первому тренеру. Показал ей с чего начинал. Посмотрела. Подумала. Она сейчас занимается стрельбой в минской ДЮСШ № 13. Когда-то я говорил, что обе мои дочери, Маша и Настя, признали спортивный профиль моей жены — плавание, но теперь это не так. Младшая начала стрелять. Я всячески помогаю. 17 лет. Я раньше начал, лет в 12. 

— Кто вас в стрельбу привел?

— Тренер подобрал. В классе физики было дело. Владимир Максимович пришел и предложил пострелять. Человек сто пришло, а в итоге только трое дошли до хорошего уровня.

— Расскажите о своем первом тренере.

— Стрельба и шалости несовместимы, поэтому у нас всегда была дисциплина, но при этом очень благоприятная и дружественная атмосфера. Мне повезло с тренером.

— Вам стрельба пришлась по сердцу с первого занятия или были размышления?

— В те годы не так много развлечений было, не то что сейчас — миллион секций и компьютер. Было интересно. В самом начале по три раза в неделю тренировался, потом больше. До 17 лет сюда ходил, а в 1985-м позвали в столицу. Уехал в Минск. 

— А как вы в школе учились?

— Пятерки и четверки в основном. Были и двойки. Как без них? Математика, физика и геометрия — точные науки — у меня “выстреливали” на пятерки, с языками посложнее, а с французским вообще беда. Очень потом пожалел, что не учил... Пришлось наверстывать — не так давно английский язык вызубрил.

— Какая у вас была мотивация для занятий стрельбой?

— Сначала было просто интересно: готовишься, выступаешь. Проверка себя и своих возможностей. А потом за это еще и деньги начали платить! Первую зарплату получил, когда учился в десятом классе. Старушка кассир не могла поверить своим глазам, когда в ведомость заглянула: мне, мальчишке, полагалось 315 рублей! Ходила, переспрашивала, правда ли это, не ошибка ли? Это была трехмесячная зарплата обычного рабочего.

— Как вы таким состоянием распорядились? 

— Матери отдал. И брату. 

— А за границу когда первый раз поехали?

— 1986 год. Командный чемпионат Европы в Венгрии. Мне было 18. Очень впечатлило! Не каждому в то время удавалось выехать за рубеж. Подарочки родным привозил, не помню что, мелочи какие-то. Сейчас дочке экипировку для стрельбы привожу, перчатки, повязки, коробочки.

— Сергей, вы суеверный человек?

— Нет. Правда, никогда не бреюсь перед выступлениями. 

— На удачу?

— Со щетиной лучше выступать. К свежевыбритой коже винтовка прилипает. И дискомфорт, и отвлекает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter