Какие противоречия кроет северокорейский вопрос

Точно в цель

Пхеньян снова в опале. Совет Безопасности ООН единогласно принял решение об ужесточении санкций в отношении КНДР. Резолюция налагает запрет в первую очередь на экспорт сырьевых ресурсов, который является основной статьей валютных поступлений для Северной Кореи. Удар достаточно сильный и нацелен в самую уязвимую точку. По оценкам, новые санкции могут привести к сокращению валютных поступлений в бюджет КНДР на треть. В настоящее время они и без того невелики — оцениваются всего в 3 млрд долларов в год.


Решение Совбеза стало итогом кризиса, который разворачивался последние месяцы вокруг Корейского полуострова в связи с ракетными испытаниями, проводимыми КНДР. Однако развивать свою ядерную программу Пхеньян в значительной степени побуждали действия США, разместивших элементы своей ПРО в Южной Корее, что вызвало нервную реакцию и в других странах региона.

Принятие резолюции можно считать внешнеполитической победой Вашингтона, инициировавшего данное решение и, по сути, навязавшего свою повестку урегулирования корейского кризиса мировому сообществу. Воздержаться от голосования или тем более заблокировать резолюцию никто из членов Совбеза не решился, поскольку нераспространение ядерного оружия является одной из основ международных отношений, и с необходимостью не допускать КНДР к ядерным технологиям согласны все. Надо ли говорить, что для Белого дома на фоне внутриполитических поражений эта победа на международной арене очень важна.

Резолюцию поддержали даже Россия и Китай, обычно выступающие оппонентами США в северокорейском вопросе. Вероятно, определенный эффект возымел недавний демарш Дональда Трампа, обрушившегося с критикой на Китай за пассивность и неспособность оказать воздействие на КНДР. Официальному Пекину не нужна конфронтация со США в преддверии XIX съезда Компартии, который должен состояться этой осенью, поэтому руководство КНР сейчас старается по возможности размазать конфликтный фон в отношениях со своим основным внешнеэкономическим партнером. Кроме того, нынешняя модель экономического симбиоза со США в целом китайское руководство устраивает, и ломать ее оно не хотело бы. Именно поэтому в Пекине весьма сдержанно реагируют на эскапады Трампа, по возможности уклоняясь от конфронтации.

Что касается России, то в Москве, по всей видимости, еще не потеряли надежды на хотя бы ограниченное сотрудничество с Белым домом. В этом контексте весьма важно продемонстрировать, что Россия и США по-прежнему способны взаимодействовать по многим международным проблемам, и непринципиальный для Москвы северокорейский вопрос в этом отношении очень удобен.

Вместе с тем это не означает, что разногласий в северокорейском вопросе нет. И Москва, и Пекин после принятия резолюции поспешили заявить, что считают одной из причин эскалации на Корейском полуострове размещение элементов американской ПРО, а также военные учения, которые американцы регулярно проводят в Южной Корее. Именно это, по мнению Москвы и Пекина, не позволяет КНДР чувствовать себя в безопасности и провоцирует развитие северокорейской ядерной программы. Со своей стороны Россия и Китай предлагают возобновить шестисторонний (США, Китай, Япония, Россия, Южная Корея, КНДР) формат урегулирования корейского вопроса, в результате которого, по мнению главы российского МИД Сергея Лаврова, может быть выработано устраивающее все стороны решение. 

К сожалению, опыт последнего времени показывает, что искусство дипломатии — это скорее искусство затягивания времени, нежели решения проблем. Очевидно, что международные игроки не знают, что делать с КНДР. Россия и Китай заинтересованы в Пхеньяне как геополитическом противовесе США и их союзникам в регионе. Вместе с тем их возможности влияния на Северную Корею ограничены. США, Япония и Южная Корея также не могут перейти к радикальным мерам в отношении КНДР, которая не только находится под негласным российско-китайским «зонтиком», но и обладает собственным внушительным военным потенциалом. Эти противоречия между ведущими игроками в конечном счете и позволяют КНДР выживать и сохраняться в условиях международной изоляции. Сложно сказать, какой эффект на Пхеньян окажет новый пакет санкций. Пока же ничего, кроме очередной порции воинственной риторики, он не вызвал. Ожидаемое сокращение валютных поступлений, конечно, серьезный вызов, но к жизни в условиях жесткого санкционного режима КНДР не привыкать.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter