Точно по адресу. И без проволочек

В  январе—феврале  на  выплату  адресной  социальной  помощи  израсходовано  свыше  14,6  миллиарда  рублей Большого прошлого у системы государственной адресной помощи нет. В нашей стране она начала действовать с 1 января 2001 года. К 2007 году число людей, которых государство поддержало в трудные для них периоды жизни, достигло 538 тысяч человек. Все эти годы механизм оказания помощи претерпевал определенные изменения: в 2006-м здесь появилось одно окно, в следующем — право на нее получили те, кто по объективным причинам оказался в трудной ситуации, а не определенные категории граждан, но неизменным оставалось главное – критерий нуждаемости. Именно он, поскольку был уж очень низок (60 процентов от бюджета прожиточного минимума), стал тем барьером, который препятствовал расширению круга адресатов социальной помощи – право на нее имели всего 4 процента малообеспеченных граждан...

В  январе—феврале  на  выплату  адресной  социальной  помощи  израсходовано  свыше  14,6  миллиарда  рублей

Большого прошлого у системы государственной адресной помощи нет. В нашей стране она начала действовать с 1 января 2001 года. К 2007 году число людей, которых государство поддержало в трудные для них периоды жизни, достигло 538 тысяч человек. Все эти годы механизм оказания помощи претерпевал определенные изменения: в 2006-м здесь появилось одно окно, в следующем — право на нее получили те, кто по объективным причинам оказался в трудной ситуации, а не определенные категории граждан, но неизменным оставалось главное – критерий нуждаемости.

Именно он, поскольку был уж очень низок (60 процентов от бюджета прожиточного минимума), стал тем барьером, который препятствовал расширению круга адресатов социальной помощи – право на нее имели всего 4 процента малообеспеченных граждан.

Планка нуждаемости была поднята Указом Президента страны «О некоторых мерах государственной поддержки населения», который вступил в действие 17 декабря прошлого года. Простое, казалось бы, арифметическое действие, повышение критерия нуждаемости до 100 процентов бюджета прожиточного минимума, позволило увеличить численность получателей пособия втрое. По итогам двух месяцев года, например, количество получателей государственной социальной помощи превысило 74,2 тысячи человек, 788 заявителям выплачены единовременные пособия. Общая сумма выплат – 14,6 миллиарда рублей. Кстати, за весь прошлый год по этой статье было израсходовано  чуть более 5 миллиардов рублей, по­мощью государства смогли воспользоваться 59,2 тысячи жителей. 

Есть и четкий ответ на вопрос: кто же сегодня пользуется поддержкой государства? В первую очередь это неполные семьи и семьи, воспитывающие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет – 46 процентов, и представители многодетных семей – 24 процента. В этом перечне кажется на первый взгляд сравнительно небольшим, всего 4 процента, удельный вес пенсионеров, инвалидов первой и второй групп, но это лишь потому, что уровень доходов большинства из них, имеется в виду размер пенсий, выходит за границы порога нуждаемости. Значит, что подчеркнем особо, прямая помощь государства идет сегодня действительно социально уязвимым категориям наших сограждан по тем конкретным адресам, где ее ждут больше всего. 

Если же говорить об единовременном социальном пособии, то критерий нуждаемости здесь повышен с 60 до 120 процентов бюджета прожиточного минимума, а рассчитывать на него могут те, кто с непростой жизненной ситуацией без помощи извне справиться не может. Это может быть и возраст, и инвалидность, и связанная с этим неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в технических средствах реабилитации, пожары, катастрофы и так далее. Пособие, а это 50—500 процентов бюджета прожиточного минимума, назначается не более одного раза в год, решение принимается комиссионно. 

Еще один аспект, знать который, мне кажется, будет не лишним. Ежемесячное социальное пособие очерчено четкими временными рамками. Рассчитывать на него можно 1—3 месяца в году, в отдельных случаях не более двух раз в течение календарного года. В каждом конкретном случае соответствующее решение принимает комиссия. Тем самым ставится довольно прочный заслон иждивенческим настроениям вполне трудоспособных граждан, которые не особо стремятся повысить свои доходы. 

Логично предположить, что если количество их адресатов возросло втрое, то на столько же увеличилась и нагрузка на работников органов социальной защиты, которые этим занимаются. Ссылки на чрезмерную загруженность, отсутствие транспорта и прочее не  принимаются  – Президент страны категорически потребовал исключить здесь малейшие проявления волокиты и бюрократизма. 

К чести социальных работников, «удар» они держат. Положительное или отрицательное решение по поводу помощи принимается в оговоренные пять дней, необходимые документы человек может представить сам или попросить об этом соцработников — и тогда начинает действовать принцип одного окна. Более того, наряду с заявительным,  все большее распространение во всех регионах республики получает выявительный принцип в определении адресатов помощи. Главный ориентир здесь – информация от социальных работников, которые обслуживают на дому нетрудоспособных, одиноко проживающих одиноких граждан, инвалидов и так далее. Их списки, в которых содержатся сведения о доходах, размерах пенсий, регулярно обновляются, повсеместно формируются банки данных получателей государственной помощи. 

По прогнозам специалистов, количество получателей адресной социальной помощи, будь то ежемесячные или единовременные пособия,  в этом году превысит 210 тысяч человек. Общие расходы государства по этой статье – более тридцати миллиардов рублей. В шесть раз больше, чем в прошлом, что делает излишними любые комментарии, поскольку цифры говорят за себя сами. 

На снимке: специалист 1-й категории управления социальной защиты администрации Советского района Наталия ВЕРТЫНСКАЯ передает решение исполкома об оказании помощи семье Ольги ТРЕТЬЯК.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter