Точки опоры

Ими для начинающих и опытных предпринимателей стали бизнес-центры и инкубаторы Около 20 тысяч человек, или на четверть больше, обратились в центры поддержки малого предпринимательства Беларуси в первом полугодии нынешнего года в сравнении с аналогичным периодом минувшего. Если государство поможет активнее рекламировать их услуги, будет больше людей направлять на их курсы, то, считают в администрации таких центров, предпринимательский сектор в нашей стране будет расти еще быстрее.

— Мы заинтересованы не столько в увеличении государственной финансовой поддержки нашего центра, сколько в том, чтобы нам давали больше возможностей зарабатывать. У нас, например, маловостребованы наши специалисты, которые могли бы по линии служб занятости проводить оплачиваемые государством курсы, учить безработных, — рассказала директор Гомельского бизнес-инновационного центра Марина Гиль. — Работа каждого центра строится на самофинансировании. Полученные средства позволили бы расширять бесплатные услуги.
Люди, которые могли бы воспользоваться услугами таких структур, из-за слабой рекламы (денег на нее не хватает) очень часто остаются один на один со своими проблемами, нередко сворачивают свой бизнес.  “Ой, как у вас хорошо!.. Как плохо, что не знал о вас раньше”, — такое от посетителей центра, по словам Марины Гиль, приходится слышать довольно часто.
В Беларуси действует почти 40 центров поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов. Больше всего таких центров (12) в Минске, второе место по развитости такой инфраструктуры занимает Могилевская область (7), на третьей позиции — Брестчина (5). Меньше всего центров на Гродненщине (3). Впрочем, на Витебщине и Минщине функционируют по 4 таких комплекса. На площадях бизнес-инкубаторов в начале нынешнего года работали свыше 130 субъектов малого предпринимательства.
Спрос на такие услуги растет, отметили в департаменте по предпринимательству Минэкономики. Как свидетельствует статистика, поддержку ищут люди как с опытом ведения бизнеса, так и те, кто только-только начинает. По-прежнему велика доля тех, кто занимается розничной торговлей (свыше 40 процентов). Но постепенно растет интерес и к производству, строительству, услугам, на которые приходится по 7—17 процентов обратившихся.
Работа центров и инкубаторов очень схожа с деятельностью консалтинговых фирм. Но последние за каждую консультацию потребуют от предпринимателя оплаты. А бизнес-центры, ориентированные на самофинансирование, но с минимальной рентабельностью, в большинстве случаев советы раздают бесплатно, помогают разобраться, например, в сложностях законодательства, в бухгалтерии, в получении банковского кредита. С течением времени конкуренция между центрами и инкубаторами нарастает. В итоге происходит их специализация, услуги дешевеют. А предпринимателю это только на руку.

Где и чем помогут?

В Беларуси функционирует около 50 центров поддержки предпринимательства и бизнес-инкубаторов. Первые оказывают информационные, методические и консультационные услуги по организации и ведению частного дела, осуществляют маркетинговые исследования, разрабатывают бизнес-планы, организуют участие субъектов малого предпринимательства в выставках-ярмарках, проводят тематические курсы, семинары. Вторые предоставляют специально оборудованные под офисы и производственные помещения, выполняют другие функции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter