Точки на карте

Белорусские таможенники готовятся к росту трафика на границе

Как белорусская таможня намеревается справляться с растущим трафиком на границе

Граница Беларуси с Литвой, Латвией, Украиной и Польшей — это уже, по сути, не только персонально наш государственный рубеж, это часть внешнего контура стран, входящих в Единое экономическое пространство. То есть степень ответственности за соблюдение порядка в таможенном регулировании на этой меже уже несколько лет как утроилась. Как отмечают в Государственном таможенном комитете, в среднем всеми видами транспорта госграницу Беларуси каждый день пересекают 80 тыс. человек, около 35 тыс. транспортных средств и 300 тыс. тонн груза. После вступления России в ВТО такие потоки обещают значительно увеличиться. Как сегодня развивается инфраструктура пограничных пунктов пропуска на белорусском участке границ Таможенного союза и будут ли они готовы к тому, чтобы в ближайшем будущем справиться с ростом трафика, узнавал корреспондент «Р».

Как подсчитали в ГТК, Беларусь с успехом использует свое удачное геополитическое положение — за последнее десятилетие товарооборот страны увеличился в четыре с лишним раза, и динамика изменения объемов свидетельствует о том, что ежегодно он прибавляет в среднем 1 млн. тонн. В минувшем году рост и вовсе составил 2 млн. тонн, а всего в 2012 году белорусские перевозчики ввезли в страну и вывезли из нее свыше 16 млн. тонн грузов. Как говорят таможенники, основное перемещение товаров проходит через белорусско-польский и литовский участки границы. Товаропоток по этим направлениям увеличивается в среднем на 15—20 % в год.

При этом пропускная способность таможенных автодорожных пунктов пропуска за последнее десятилетие возросла более чем вдвое. Заместитель председателя ГТК Сергей Редненко приводит цифры: если в 2002 году за сутки сообща белорусские таможенники могли оформить 11 тыс. легковых и грузовых автомобилей, то в минувшем году в среднем через терминалы проезжали 28 тыс. авто в сутки, а к 2015 году ежесуточно они будут оформлять 38 тыс. автомобилей. «Очень важный фактор, обуславливающий дальнейшее увеличение трафика — это вступление России в ВТО. Что оно дает? Прежде всего, уменьшение таможенных пошлин и, как следствие, снижение тарифов и повышение привлекательности торговли, — рассуждает Сергей Редненко. — Кроме того, не стоит забывать и про Евросоюз, примерно 40 % товаров из Европы в Россию идет через белорусскую границу. До 2014 года страны ЕС должны освоить € 108 млрд. на модернизацию экономики, в том числе деньги будут направлены и на развитие инфраструктуры, в частности, на строительство дорог. То есть привлекательность торговли со странами ЕЭП повысится. И еще один фактор — прибалтийские государства. По информации европейских экономических институтов, рецессия экономик крупных европейских государств приведет к тому, что ВВП Литвы и Латвии будет, наоборот, только увеличиваться. А вырастет экономика этих стран — они начнут активнее торговать, и опять же этот товар пойдет через белорусскую границу. Надо себе отдавать отчет, если все три этих фактора «выстрелят», то при существующей инфраструктуре нам будет очень некомфортно».

Пробивать «пробки» на пунктах пропуска было решено путем увеличения их «проходимости». Не первый год таможенники уделяют внимание развитию инфраструктуры автодорожных пунктов пропуска на границе. Их обустройство осуществляется в рамках Комплексной программы на 2011—2015 годы. Уже осуществленные проекты показали эффективность подхода — там не только увеличилась пропускная способность, но и улучшилось качество обслуживания пассажиров и автоперевозчиков. Причем «ширина канала» модернизированных пунктов возросла в разы. К примеру, до реконструкции пропускная способность пункта «Новая Гута» составляла всего 200 автомобилей в сутки, после нее — 1640. На «Каменном Логе» ежедневно могли обслужить 1 тыс. автотранспортных средств, ныне — 2,06 тыс. «Котловка» увеличила пропускную способность с 300 до 1 тыс. авто, «Варшавский мост» — с 1,7 тыс. до 2,7 тыс., «Козловичи» — с 700 до 2 тыс., «Берестовица» — с 1,7 тыс. до 3,8 тыс., «Новая Рудня» — с 650 до 895, «Брузги» — с 1 тыс. до 5 тыс., «Бенякони» — с 400 до 1 тыс., «Мокраны» — с 550 до 825. Всего в минувшем году, по данным статистики, белорусскими таможенниками было оформлено 2,3 млн. грузовых, 6,7 млн. легковых автомобилей и около 150 тыс. автобусов.

К настоящему времени ГТК в рамках программы введено после реконструкции 11 автодорожных пунктов пропуска. Однако некоторые проекты еще предстоит завершить. Вскоре такие пункты пропуска, как «Григоровщина», будут пропускать 600 автомобилей в сутки, «Привалка» — 1 тыс., «Песчатка» — 1,2 тыс., «Верхний Теребежов» — 900, «Каменный Лог» — 6 тыс., «Новая Гута» — 2,5 тыс.

Как пояснил Сергей Редненко, регулярно возникающие вопросы с заторами в пунктах пограничного пропуска, которые попадают в выпуски новостей как чрезвычайные события, чаще всего связаны с тем, что на границах трафик очень нестабилен. Поток грузовых и легковых автомобилей на таможню прибывает по принципу: то густо, то пусто. «Это — как в гипермаркете в вечерние часы, — приводит сравнение зампредседателя ГТК. — Когда всем в одно и то же время хочется купить продукты, волей-неволей возникнут очереди, не важно одну кассу открой или десять. Наша же задача заключается в том, чтобы такая очередь в пункте пропуска двигалась».

У перевозчика при пересечении границы цель одна: в максимально краткие сроки въехать в зону контроля и настолько же быстро оттуда отправиться. «Для нас это тоже приоритет, — указывает начальник управления тарифного регулирования ГТК Александр Валиев. — Но вместе с тем исполнение таможенной службой фискальных обязанностей подразумевает взыскание платежей в полном объеме. Мы должны построить работу таким образом, чтобы соблюсти баланс между скоростью работы и ее эффективностью». Проще говоря, таможенники не рискуют «сдать» результативность работы в угоду скорости. Именно поэтому ГТК то и дело апробирует и внедряет технические инновации, такие как электронное декларирование, удаленный выпуск и предварительное информирование.

С середины июня 2012 года на территории Таможенного союза было введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых автотранспортом на таможенную территорию ТС. В Беларуси подобная система начала действовать с начала 2011 года и доказала свою эффективность. При подъезде фуры к пункту пропуска таможенники уже осведомлены, какой товар загружен в нее, и это упрощает работу. Как рассказывает Владимир Орловский, начальник управления организации таможенного контроля ГТК, в среднем перевозчик тратит на таможенное оформление в пункте пропуска от 20 до 40 минут, кроме того примерно 10 минут занимает пограничный и примерно столько же фитосанитарный, ветеринарный и траспортный контроль. «Это без учета ожидания в очереди. Но если какая-то служба инициирует контрольные мероприятия, то понятно, что время увеличивается», — говорит специалист. По его словам, наибольшее количество контрольных мероприятий инициируется ныне по линии фитосанитарной службы.

Ранее между странами ТС было достигнуто соглашение о том, что на внешнем контуре Таможенного союза должны оставаться для контроля только сотрудники таможенных органов и пограничных служб. Это, по мнению многих, заметно ускорило бы сроки оформления грузов. «Перед нами ставится задача к июлю 2013 года быть готовыми к исполнению функций транспортного контроля в автодорожных пунктах пропуска. Законодательно решение о передаче этих функций пока не принято, но проекты таких нормативных актов подготовлены, они проходят последние стадии согласования в госорганах», — говорит Владимир Орловский. По словам таможенника, такие перемены делаются отнюдь не ради того, чтобы заменить одних людей другими. «Функции органов транспортной инспекции сотрудники таможенной службы будут выполнять численностью кадров вдвое меньшей, к тому же с использованием совершенных информационных технологий, ведь весь процесс оформления будет завязан в единую информационную систему. Соответственно, сократится время на подход, ожидание, обычно это минуты, но из таких минут в итоге экономятся часы», — пояснил Владимир Орловский.

Пока идет подготовка всех документов, сотрудники таможенных органов осваивают функции работников транспортного контроля. Но этим дело не ограничится — к 2015 г. планируется также передать в ведение ГТК осуществление на границе ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-эпидемиологического контролей. Так, в настоящий момент ГТК и Министерство здравоохранения реализуют план совместных действий по делегированию части работы медиков таможенникам. «Нам будут переданы функции документального контроля в отношении товаров, подконтрольных санэпидемслужбе. Сотрудники таможенных органов будут проверять наличие документов, а если понадобятся какие-то другие действия, допустим досмотр, экспертиза, то этим будут заниматься уже сотрудники Минздрава», — поясняет начальник управления организации таможенного контроля ГТК. А вот в вопросах фитосанитарного контроля пока есть сложности — в Беларуси в соответствии с действующим законодательством фитосанитарный контроль осуществляется должностными лицами Государственной инспекции по карантину растений при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия. Как говорят в ГТК, достичь договоренностей о передаче части функций контроля с представителями этого ведомства пока не удалось, и процесс обсуждения был перенесен на более поздний срок.

-----------------------------------

Кстати

Протяженность внешней таможенной границы Беларуси составляет 2331 километр: 170 из них приходится на границу с Латвией, 679 — с Литвой, 398 — с Польшей и 1084 — с Украиной. Всего на этом участке расположено 25 автодорожных пунктов пропуска.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter