Работодатели хотели уволить сотрудников из-за «плохого» характера и замечания. В дело вмешались прокуратура и профсоюзы

Точка возврата

Не зря говорят: работа — второй дом. Она помогает человеку вырасти профессионально, стать частью команды единомышленников и, конечно, регулярно получать вознаграждение за свой труд. Еще — рассчитывать, что его талант и старания будут востребованы и дальше. Правда, на деле эта схема иногда дает сбой, а планы на будущее может обрушить нежелание работодателя продлить контракт. Это особенно обидно, если до выхода на пенсию всего ничего. Как защитить свои права и к кому обращаться за помощью? В конфликтных ситуациях разбиралась корреспондент «Р». 

«Плохой» характер — не аргумент

Могилевчанка Анна Зайченко уточняет: родной организации она отдала ровно двадцать с половиной лет своей жизни:

— Попала сюда сразу по окончании университета. Моя профессия творческая: провести концерт, устроить праздник или выставку. Здесь, согласитесь, шаблона быть не может. Зритель всегда ищет что-то новое. Чтобы его радовать и удивлять, самому нужно постоянно расти и чему-то учиться. 

На это, призналась, не жалела и личного времени. Начальство старания Анны Семеновны ценило, и сотрудница поднялась в должности на новую ступень: стала завотделом. Но руководство поменялось, и оказалось, что она в коллективе лишняя. «Со мной попросту не продлили контракт, без всяких объяснений. Получается, почти четверть века была нужна, а теперь свободна?» — сетует горожанка. В поисках правды она дошла до суда. И там впервые услышала претензии дирекции в свой адрес: мол, «характер у нее не очень».

— Но черты характера не основание для одностороннего разрыва трудовых отношений. В таких случаях должны рассматриваться совсем иные аспекты: насколько человек квалифицированно исполняет свои профессиональные обязанности, его дисциплинированность, ответственность за выполнение порученного дела и так далее,
— подчеркнула старший помощник прокурора прокуратуры города Могилева Елена Дубровская. 

Тем не менее из-за «конфликтности» характера одно из городских предприятий решило не продлевать контракт и с 56-летней Анастасией Валюжиной. «Я устроилась туда на работу год назад. Все это время вопросов и претензий ко мне не было», — констатировала женщина. За помощью она обратилась в профсоюзы, где ей помогли составить исковое заявление. Аргументы дирекции, утверждавшей, что женщина «любила жаловаться на жизнь», суд счел неубедительными, и Анастасия Ивановна в итоге сохранила за собой рабочее место. Анна Семеновна — тоже.

Со второй попытки

Главному правовому инспектору труда Могилевской областной организации Белорусского профсоюза работников АПК Петру Грибановскому по долгу службы тоже не раз приходилось защищать права людей, несогласных со своим увольнением:

— Не так давно заведующий молочно-товарным комплексом одного из сельхозпредприятий Славгородского района обратился в отраслевой профсоюз с просьбой оценить законность своего увольнения. Он добросовестно трудился в организации более 20 лет. За все время получил лишь одно дисциплинарное взыскание — замечание в минувшем году. Именно этот факт и стал основанием для того, чтобы не продлевать с ним контракт.


Наниматель не отреагировал на доводы и рекомендации профсоюзов отменить приказ об увольнении. «Тогда мы предложили уже бывшему работнику подать в суд исковое заявление о восстановлении на работе. Кроме того, одновременно запросили данные о вакансиях на этом же предприятии», — рассказал Петр Грибановский. Оказалось, что свободные рабочие места в организации были:

— Затем совместно с рабочей группой Республиканского комитета профсоюза работников АПК и председателем райисполкома рассмотрели вопрос о законности увольнения и повторном трудоустройстве сельчанина на одну из свободных должностей. 

Но и это не стало точкой в спорной ситуации: уже на новом месте работы дирекция стала нагружать сотрудника обязанностями, не предусмотренными его должностными инструкциями. И вновь на выручку пришел профсоюз. После повторных разбирательств выяснилось: наниматель превысил свои полномочия и нарушил Трудовой кодекс, пытаясь заставить подчиненного выполнять функции, которые не оговорены трудовым договором. 

— С начала года при нашем участии людям возвращено незаконно удержанных более трех тысяч рублей, проведены десятки консультаций по правовым вопросам как по телефону, так и на личном приеме, — рассказал Петр Грибановский. И добавил, что более тесное взаимодействие руководства с профкомами предприятий помогло бы улучшить взаимопонимание сторон. А в случае возникших конфликтов — решать их более оперативно и конструктивно.

Лучше договориться мирно 

Елена Дубровская констатировала, что разрешение такого рода трудовых споров — дело сложное, трудоемкое:

— Здесь не бывает повторяющихся или стандартных ситуаций. Даже если формально увольнения имеют одинаковые основания, в каждом случае есть свои особенности, нюансы, которые влекут различные правовые последствия для сторон. Потому разбираться нужно тщательно. 

Скажем, участников судебного процесса удивила позиция многодетного могилевчанина, наотрез отказавшегося от предложения изменить запись в трудовой. «Он много лет совмещал две должности — машиниста и грузчика. Но время внесло свои коррективы: мужчине все чаще приходилось выполнять обязанности грузчика, нежели основные. Потому дирекция компании и предложила привести контракт в соответствие с реальными обязанностями, — пояснила Елена Дубровская. — Более того, изменения гарантировали горожанину существенную добавку к зарплате. Однако тот на компромисс не пошел: предпочел уволиться».

Старший помощник прокурора города Могилева считает: хорошо, когда сторонам удается пойти на мировое соглашение. Но если каждая из них не хочет менять позицию, спорные моменты решать приходится в судебном порядке:

— К сожалению, случается, что наниматели говорят до свидания людям предпенсионного возраста. Возможно, не все работодатели ознакомились с изменениями в Трудовом кодексе, которые начали действовать с 28 января 2020 года. А нормы ТК обязывают продлевать контракты с работниками предпенсионного возраста, не имеющими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, на срок минимум до достижения пенсионного возраста и до максимального срока действия контракта. 

Судебные споры о восстановлении на работе, констатировала Елена Дубровская, рассматриваются с обязательным участием прокурора, поскольку затрагивают одно из основных гарантированных Конституцией прав человека — право на труд. С начала года судами Могилева с участием прокурора рассмотрено 26 таких исков, семь человек восстановлены. Были ситуации, когда заключались мировые соглашения: 

— Если работник не устраивает нанимателя, но конкретных претензий к нему нет, есть смысл пойти на мировое соглашение. Таким образом, не придется тратить время на выяснение отношений, а проигравшей стороне — еще и деньги на судебные или иные расходы. Не будет лишним оговорить эти моменты в колдоговоре. Есть примеры, когда руководство предприятий и организаций таким образом гарантирует сотрудникам минимум трехлетний контракт перед пенсией. А человек, который защищен от неприятных неожиданностей, и работает лучше. 

markova@sb.by

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter