Инвесторам в Беларуси приходится сталкиваться с серьёзными проблемами

Точка, точка — прочерк

Чего-чего, а имущества у нашего государства хватает. Конечно, есть и высоколиквидные активы, но много владений, которые приносят больше головной боли и затрат, чем прибыли. Взять бы и отдать их в хорошие руки. Но достойных претендентов не хватает. «Инвестиционная активность низкая», — заметил заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Алексей Васильев на итоговой коллегии ведомства. За прошлый год удалось реализовать госпакеты акций только 13 ОАО и одно предприятие продать единым комплексом. Выручили около 42 млн. долларов. Новые владельцы обязались вложить в производство еще 73 млн. долларов. Достаточно скромный результат. Хотя выбор у бизнеса есть: теоретически, может приватизироваться любой госактив. Но на практике приходится сталкиваться с серьезными барьерами. 



Что интересует покупателя в первую очередь? Цена. А ее-то никто толком и не знает. Оценка требует времени и средств на ее проведение. Кто будет платить? Вопрос особенно интересный, когда идут лишь предварительные переговоры. Узнав стоимость, потенциальный покупатель может включить заднюю передачу. А под крылышком государства предприятие может жить и без рыночной оценки. Конечно, было бы замечательно отсканировать и посчитать все имущество. Но слишком много средств на это необходимо. Словом, у «точечной» приватизации есть несомненный плюс: инвесторам предлагается широчайший ассортимент производств. Но отсутствие ценника на товаре вводит в смущение частников. Практику продажи принадлежащих государству акций на аукционах, пик которых пришелся на 2011 год, по разным причинам отменили. И процесс разгосударствления подзавял. 

А проблема управления госсобственностью осталась. Многие активы похожи на чемодан без ручки: бросить жалко, да и нельзя из социальных соображений. А нести уже сил у бюджета не хватает. Сегодня государство полностью или частично владеет акциями в 1846 ОАО. Дивиденды получало меньше чем от трети. И суммы весьма скромные: 5,43 трлн. рублей. Причем 3,5 трлн. приходятся на топ-десятку рентабельных производств, среди которых лидирует «Беларуськалий» — 2,6 трлн. А остальные? Некоторые с трудом выходят в ноль, в лучшем случае – приносят крошечную прибыль. В худшем – увеличивают нагрузку на бюджет. В прошлом году 279 ОАО с долей государства получали поддержку и «съели» 2,32 трлн. рублей. И самое тревожное, что аппетиты растут. В 2012 году только 117 акционерных обществ получали деньги из казны, всего 567 млрд. рублей. 

Проблему Госкомимущество видит. Уже разработан механизм экспресс-оценки предприятий, чтобы покупатель мог оперативно получать информацию о стоимости объекта. Планируют применять и новые формы передачи сложных активов под частный протекторат: доверительное управление акциями и аренду предприятия. Механизмы новые, но первая ласточка уже полетела: ОАО «8 Марта» взяло в доверительное управление у государства контрольный пакет ОАО «Речицкий текстиль». На подходе еще несколько пилотных проектов. Если новые инструменты сработают в белорусской действительности, то они могут претендовать на массовое применение. 

Кстати, история проданных 109 предприятий в 2011—2014 годах развеяла мифы о частниках-эксплуататорах. Предприятия работают. Зачастую с переменным успехом: один год – прибыльно, другой – с убытками. Сказывается изменчивость конъюнктуры. Тем не менее у 62% производств положительная рентабельность. Ниже, чем в среднем по экономике. Но не стоит забывать: на продажу выставлялись далеко не самые успешные компании. Чтобы привести их в полный порядок, необходимо время — год-два, иногда и больше. Главное, производства не умерли в частных руках. И даже не тянут господдержку. Значит, что-то целесообразное в приватизации все-таки есть. 

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter