Точка разворота: о возрате самолета "Белавиа" в Киев

Точка разворота

В приличном обществе, когда не прав, принято извиняться.
В приличном обществе, когда не прав, принято извиняться. Таковы правила хорошего тона. Но в большой политике нередко бывает иначе. И такое поведение еще можно понять, если дело касается государств, между которыми установились холодные, натянутые отношения. Но чем объяснить такие действия со стороны дружественных стран и соседей?



Топ-новостью этой недели стала публикация в газете “СБ. Беларусь сегодня” расшифровки переговоров украинского диспетчера с экипажем белорусского “Боинга”, который после взлета принудительно вернули в киевский аэропорт под угрозой поднять в воздух истребители. Любопытный документ в мгновение ока растиражировали все информ-агентства как прямое доказательство нарушения украинской стороной и норм международного права, и элементарных правил добрососедских отношений.   

МИД Беларуси в связи с инцидентом в воздухе заявил протест и вручил ноту Украине еще 22 октября. Терпеливо ждали всего лишь официальных извинений. Мол, произошла досадная ошибка, возможно, кто-то из оперативников проявил излишнее рвение, разберемся — накажем. Понесенные авиакомпанией затраты компенсируем. Так и поступают настоящие партнеры, друзья. Но в Киеве почему-то предпочли игру в молчанку. Более того, в СБУ сразу же опровергли информацию об угрозе применения силы. И вот теперь опубликованная расшифровка переговоров (и ее аудиозапись) расставила точки над “и”. Из уст диспетчера отчетливо прозвучало:

— “Белавиа-840”, поступило указание: вам необходимо вернуться на аэродром вылета “Жуляны”. За невыполнение будет поднята боевая авиация”. И далее: “Информация о вашем возврате поступила от военного руководства. Доклад более детальный вам скажут после посадки”. 

Никаких докладов, толковых объяснений и обоснований случившемуся так никто и не представил. А киевские спецслужбы, ознакомившись с расшифровкой, не придумали ничего лучше, чем сделать стрелочником диспетчера. 

— Мы не присутствовали на переговорах, и я не могу расписываться за “Украэрорух”. Вполне возможно, что сработал человеческий фактор и это выдумка. Человек переусердствовал, — огорошила выводом пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская.

В МИД Украины сообщили, что “со всей серьезностью отнеслись к инциденту” и сейчас ведется его расследование. 

Как говорится, все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Столь длительное “расследование” очевидных фактов пока больше напоминает попытку спустить дело на тормозах. Между тем специалисты единодушны в оценках: какие-либо основания использовать военную авиацию против пассажирского самолета отсутствовали.

— Такие угрозы могут иметь место только при нарушении воздушного пространства или отклонении самолета от предоставленного ему коридора, — прокомментировал ситуацию военный летчик Владимир Попов. — В данном случае ничего такого не было, так что налицо нарушение украинской стороной международного права.  

А вот что рассказал мне ветеран дипломатической службы с 29-летним стажем Николай Семилетников:

— Безусловно, МИД Украины должен был принести извинения от имени правительства. Вместо этого — молчание, в лучшем случае какие-то отговорки. Поэтому у Беларуси есть полное право подавать в международный суд по этому делу. Украина и Беларусь давно стали независимыми государствами. Мы всегда относились с уважением к украинским партнерам, щепетильно исполняли все договоры, заняли принципиальную позицию по Крыму и Донбассу. Минские соглашения уже вошли в анналы мировой дипломатии как один из путей примирения в Украине. И Беларусь вправе рассчитывать на иную реакцию из Киева по воздушному инциденту.

Из всей этой истории очевидно одно. В межгосударственных отношениях, как и в семье, все вопросы надо решать открыто и честно, а разногласия и недоразумения снимать вовремя, не допуская их наслоения друг на друга. Накопление же взаимных обид и претензий рано или поздно может просто разрушить семью, чего очень не хотелось бы.  


Компетентно

Владимир Костин, директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций:

— Возвращать самолет с угрозой применения силы — это неправильно, и нам надо отстаивать свою правоту, чтобы нас уважали. Психофизическая нагрузка на экипаж была очень сильной. Самолет только набрал высоту — вдруг поступает команда вернуться. Время до посадки маленькое, высота большая, самолету надо снижаться с повышенной вертикальной скоростью, надо тормозить. Экипаж все это выполняет, заходит на посадку, садится и самое главное — обеспечивает безопасность пассажиров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter