Точка на "точке"

Год назад наша газета писала о задержании группы жителей Барановичей, которые организовали подпольный цех по розливу фальшивой водки марки Брестского ликеро-водочного завода.
Год назад наша газета писала о задержании группы жителей Барановичей, которые организовали подпольный цех по розливу фальшивой водки марки Брестского ликеро-водочного завода. Операцию проводил межрайонный отдел Комитета по оргпреступности и коррупции, для расследования уголовное дело было передано в департамент финансовых расследований Комитета госконтроля. Надо сказать, следователи поработали на славу. Им удалось проследить всю цепочку предшествующих событий и всех участников преступного промысла привлечь к ответственности. На днях суд Барановичского района и города Барановичи поставил точку в этом деле.

Безотказная типография

Еще в конце 2000 года простой барановичский рабочий Игорь Войнах по случаю приобрел настоящий типографский станок для офсетной печати. Этот агрегат позволял делать печатную продукцию практически любой сложности. Через несколько месяцев Войнах арендовал дом в частном секторе, где организовал импровизированную типографию и начал отрабатывать вложенные в нее деньги. Не имея лицензии на издательскую деятельность, он к тому же легко исполнял заказы, которые в легальной типографии не разместишь. Как говорится, семь бед - один ответ. Чего только ему не приходилось печатать! Технические паспорта на машины, дипломы вузов, таможенные квитанции, протоколы об административных правонарушениях, ветеринарные свидетельства - вот далеко не полный перечень документов и бланков, изготовленных кустарным печатником.

Вскоре к нему обратился некий Дмитрий Сутько, который попросил выполнить серьезный заказ - напечатать большое количество этикеток наиболее известных марок водки Брестского ЛВЗ и акцизных марок. Заказчик, по-видимому, остался доволен его работой, так как в дальнейшем Сутько еще не раз обращался к Войнаху с аналогичными просьбами. В конце августа 2002 года печатник в последний раз изготовил 10 тысяч этикеток водки "Новая Эра" и 2 тысячи акцизных марок, за что получил 800 долларов.

Снабжение...

Будучи человеком разумным, Войнах не мог не предполагать, зачем заказчику такая продукция в огромных количествах. И в самом деле, Дмитрий Сутько был главой подпольного водочного цеха, его мозговым центром. Свидетельство индивидуального предпринимателя он имел неспроста - в нем явно просматривалась коммерческая жилка. За сравнительно короткое время Сутько сумел организовать полный цикл производства контрафактной водки: приобретение сырья и тары, розлив, сбыт. Так, в мае 2002 года он снял дом в пригороде Барановичей - деревне Яново. Там расположился сам подпольный цех. Двое наемных рабочих - директор местного автосервиса (!) Игорь Пашкевич и грузчик центрального рынка Андрей Тумаш (между прочим, ранее судимый за изнасилование несовершеннолетней) - исправно трудились на своего босса: мыли бутылки, наклеивали этикетки, смешивали спирт с водой в определенной пропорции, затем разливали по бутылкам и укупоривали готовую продукцию с помощью нехитрого приспособления, чем-то напоминающего стоматологическую бормашину.

Бутылки доставали всеми правдами и неправдами. То скупали у населения, то брали оптом в каком-нибудь магазине. С пробками получалось поинтереснее. Здесь будет уместна выдержка из приговора суда, где изложены показания одной из свидетельниц, проживающих в Бресте

: "Летом 2002 года она познакомилась с парнем из г. Барановичи по имени Дмитрий (Сутько. - Р.К.), который ей позвонил в конце августа 2002 года и поинтересовался, не может ли она найти водочные пробки. Она знала, что на привокзальной площади пригородного вокзала продаются пробки, поэтому два или три раза приобретала для Дмитрия от 100 до 300 штук пробок по цене 8 центов за пробку, а продавала Дмитрию по 10 долларов за 100 пробок. Он приезжал в Брест за пробками на машине".

Здесь возникает целый ряд мыслей и догадок. Во-первых, такой вид промысла, как продажа "закруток", вряд ли существует где-то еще, кроме как у брестского вокзала, - слишком уж он оригинальный. Во-вторых, коль существует предложение, значит, есть и спрос. А ведь покупателям металлические "закрутки" нужны явно не для выкладывания мозаики. И это заставляет очередной раз задуматься о масштабах подпольного водочного бизнеса.

...и сбыт

Со сбытом Сутько помог приятель, имеющий южные корни, Марат Каракаев (который, впрочем, родился и вырос в Барановичах). В черте райцентра он имел небольшой продуктовый склад, который втихую использовал как торговую точку. Местные жители отоваривались здесь куриными окорочками, минеральной водой, чипсами, пивом... И все по ценам "ниже рыночных". C лета 2002 года здесь можно было купить и водку, причем если в магазине бутылка стоила 2.400 рублей, то здесь - 2.100.

Если рассуждать здраво, то напрашивается логический вывод, что более дешевая, нежели магазинная, водка - наверняка "самопальная". Так оно и было в этом случае. Сутько поставлял Каракаеву продукт своего цеха по цене примерно 1.800 рублей за бутылку, а тот вместе со своей гражданской женой Валентиной Хадускиной накручивал свои 10 - 20 процентов и пускал в розницу. Надо сказать, что этот товар пользовался устойчивым спросом. Бывали покупатели, которые на праздники или просто про запас брали по 1 - 2 ящика. В среднем за неделю продавалось по 6 - 8 ящиков "левой" водки.

Однако даже такой спрос не успевал за предложением. Встала проблема перепроизводства. Тогда у Сутько появился еще один "дилер" - машинист местной птицефабрики Юрий Гулицкий. Правда, вскоре и сам попал как кур во щи, но поначалу дело у него шло неплохо. На коммерческое предложение по реализации "как бы водки" откликнулась продавец одного из барановичских магазинов. От изготовителя Гулицкий брал бутилированную "липу" по 1.800 рублей за бутылку, его собственная отпускная цена составляла уже 2.100 рублей. То есть с доказанных следствием 440 бутылок он "наварил" 132 тысячи рублей по ценам 2002 года. Всего же под руководством Сутько барановичское население потребило свыше 6 тысяч бутылок лже-"Еврогроша", лже-"Ржаной", лже-"Новой Эры"...

* * *

На суде адвокаты предоставили максимум информации и документов, смягчающих вину своих подзащитных. Чуть ли не основным оправданием подсудимых стало наличие малолетних детей. Именно ввиду нахождения на иждивении ребенка - инвалида с детства Валентина Хадускина отделалась штрафом в 850 тысяч рублей (хотя эта сумма наверняка ребенку бы пригодилась). Юрий Гулицкий не попал за решетку только благодаря трем своим детям. Но три с половиной года он все же поработает на стройках народного хозяйства. Остальные сообщники осуждены к 2 с хвостиком годам реального лишения свободы.

Больше всех должен был ощутить на себе кару возмездия организатор цеха - Дмитрий Сутько. Но и у него обнаружились двое детей, состоящих на учете в детской поликлинике в связи с заболеваниями, а также больная мать. Поэтому ввиду необходимости его участия в жизни семьи он проведет в колонии всего два с половиной года. По-моему, "цеховики" должны остаться довольны приговором...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter