Точка кипения

— С 2002 года, — говорит Иван Волосевич, технический директор ОАО «МАПИД», строившего многоэтажку, — произошло 9 крупных аварий в новых домах с материальным ущербом от 3 миллионов (в двух случаях) до 25 миллионов рублей. Эксперты в испытательном центре Института порошковой металлургии пришли к выводу, что причина всех ЧП — низкое качество чугунных радиаторов, которые выпускает Минский завод отопительного оборудования...
— Год назад мы построили квартиру в доме по ул. Я.Лучины, 4 в Минске. Ждали этого момента много лет, залезли в долги, чтобы сделать хороший ремонт, — возмущается Виктор Абугель. — И вдруг такое! Сын (мы все уже ушли на работу) проснулся от резкого звонка в дверь, пошел открывать и ужаснулся: из электрических розеток на пол сочился кипяток! Оказывается, у соседей сверху на 9–м этаже фонтанирует чугунный радиатор. Хорошо еще, что председатель товарищества в течение 20 минут перекрыл воду, электричество и отопление, иначе последствия могли быть тяжелыми. Звонок–то сработал от короткого замыкания электрической сети.

«На неделю жилье превратилось в парилку, — добавляет Иван Жибуля, в квартире которого и произошло ЧП, — жена, дочь заболели, потому что приходилось в мороз открывать окна настежь». В общей сложности последствия горячего наводнения ощутили жители 9 квартир.

Что происходит? Понятно, когда рвутся проржавевшие трубы в «хрущевках». Они хотя бы свой срок достойно отслужили. Но аварии в новостройках — это, пожалуй, нонсенс.

— С 2002 года, — говорит Иван Волосевич, технический директор ОАО «МАПИД», строившего многоэтажку, — произошло 9 крупных аварий в новых домах с материальным ущербом от 3 миллионов (в двух случаях) до 25 миллионов рублей. Эксперты в испытательном центре Института порошковой металлургии пришли к выводу, что причина всех ЧП — низкое качество чугунных радиаторов, которые выпускает Минский завод отопительного оборудования. Судились, завод вину признал, деньги выплатил. Более того, мы ставили в известность заказчика — управление капитального строительства Мингорисполкома, обращались в институт «Минскпроект» с просьбой найти выход. Например, в Гомеле выпускают алюминиевые отопительные радиаторы, легкие, окрашенные в заводских условиях, и стоимость их не выше чугунных.

Но почему ничего не меняется? Отопительное оборудование не дефицит. В стране его выпускают несколько предприятий. Может, стоит развивать и поддерживать здоровую конкуренцию? Адресую вопрос проектировщикам.

— Минский завод выпускает радиаторы миллионами, примерно на 90 процентов обеспечивая стройки. Остальные заводики по сравнению с ним — просто небольшие цеха, — рассуждает Екатерина Лебедева, главный специалист УП «Минскпроект». — К тому же делать выводы о низком качестве продукции предприятия на основании нескольких аварий неправильно. Процент рекламаций минского завода по отношению к объему его производства не выше, чем у других.

Есть ряд аргументов и у главного инженера УКС Мингорисполкома Андрея Галя: «Это только на первый взгляд кажется, что гомельские алюминиевые радиаторы не дороже чугунных. На самом деле сразу добавляются транспортные издержки. А еще теплотехнические параметры приборов отличаются, значит, нужно вносить изменения в проект. Это тоже деньги. Если ОАО «МАПИД» не может решить проблему непосредственно с заводом отопительного оборудования, так ведь есть еще и министерство, его курирующее. В конце концов, миллионные суммы возмещения ущерба жителям новостроек заставят предприятие улучшать качество приборов, иначе ведь разорится».

Это вряд ли. Кто ж оставит страну без радиаторов в условиях неуклонного роста жилищного строительства? Но мнение специалистов МЗОО по этому поводу хотелось бы знать.

— Количество рекламаций потребителей наших изделий, — убеждает меня Сергей Сашнев, заместитель директора по качеству Минского завода отопительного оборудования, — в 2003 году составляло 0,05 процента к объему производства радиаторов, в 2004 году — 0,041, в 2005–м — 0,037. Хотя, конечно, негативные моменты есть, они нас тоже очень беспокоят. В ближайшее время мы вводим в эксплуатацию немецкую автоматическую линию формовки чугуна. Это позволит выйти на новый уровень технологии литья металла.

Может быть, 9 аварий с ущербом на миллионы рублей за 3 года — это не так много в масштабе промышленно–строительного комплекса страны? Но Виктор Абугель и его соседи решили на всякий случай застраховать свое имущество, сказав мне на прощание: «Мы очень недовольны качеством строительства...»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter