Что происходит с климатом?

То в жар, то в холод

КАК изменяется климат в белорусско-российском приграничье? Научная работа на эту тему ведущего научного сотрудника Института природопользования НАН Беларуси Ирины Данилович по итогам 2019 года вошла в топ-10 фундаментальных и прикладных исследований академии. О причинах и следствиях глобальных климатических изменений, их влиянии на нашу жизнь корреспондент «СОЮЗа» беседует с директором этого НИИ доктором физико-математических наук, профессором Сергеем Лысенко.

Сергей Лысенко: Если так пойдет и дальше, через 30 лет в Беларуси сложатся новые агроклиматические условия.

— В Беларуси минувшая зима была без снега и теплая, что уже характерно для последних лет. А летом и осенью то засушивает, то заливает… Сергей Александрович, что происходит с климатом?

— Давайте попробуем разобраться. Последние четыре десятилетия на территории Европы наблюдается особенно быстрый рост температуры. Средняя температура в этом регионе превысила доиндустриальные значения на два градуса — на градус больше среднего увеличения температуры всего земного шара. В зависимости от уровня выбросов парниковых газов прогнозы для Европы на конец текущего столетия таковы: температура может возрасти от 1 до 4,5 градуса при умеренной эмиссии и до 2,5—5,5 при высокой эмиссии в атмосферу парниковых газов, препятствующих отводу тепла в космос. Причем рост максимальных летних температур даже опережает прогнозы климатических моделей. Волны аномальной жары накатывают все чаще. Например, на территории Беларуси такие явления стали случаться в четыре раза чаще, чем полвека назад. Их интенсивность удвоилась, особенно на юге страны. Это наносит большой вред здоровью людей, сельскому хозяйству, ухудшает экологическое состояние в регионе.

— А что можно сказать об осадках?

— Среднегодовые значения достаточно стабильны. Однако по мере нагревания атмосферы систематически уменьшаются запасы почвенной влаги. Это не способствует биологической продуктивности земель, особенно в южной и центральной частях Беларуси. Граница так называемого отрицательного баланса почвенной влаги отодвигается на север со скоростью до 19 км в год. Там появились агроклиматические зоны, более свойственные территории Украины, и эта граница тоже передвигается на север. Если так пойдет и дальше, то через 30 лет в Беларуси сложатся новые агроклиматические условия.


— Неужели все это — следствие деятельности человека?

— Антропогенный рост средней летней температуры воздуха в Беларуси составляет примерно 0,6 градуса за 10 лет. Это беспрецедентно много и вызвано сжиганием органического топлива. Но есть и естественные колебания, связанные с соленостью океана, ледовитостью Арктики, вулканической деятельностью и другими факторами. В регионе Восточной Европы амплитуда этих колебаний составляет около 0,5 градуса в пределах нескольких десятилетий. Однако вековой систематический рост температуры воздуха, по мнению большинства климатологов, связан именно с деятельностью человека.

— Некоторые уже бьют в колокола, предрекая конец всему живому. А вы что думаете?

— Про всю планету так говорить нельзя. А к климатическим изменениям можно адаптироваться. Биологи и аграрии Беларуси над этим уже работают, осваивая выращивание новых, более адаптированных для современного климата видов сельскохозяйственных культур и древесной растительности. К тому же по Парижскому соглашению предполагается сдержать повышение глобальной температуры до конца столетия в пределах 1,5 градуса. Один из путей — переход на безуглеродную энергетику, что и делает Беларусь, возводя совместно с Россией первую в стране АЭС. Кроме того, никто еще не доказал, что засушливость и снижение уровня осадков — следствие антропогенного влияния. Эти процессы носят циклический характер, и есть все основания надеяться, что климатические качели со временем качнутся в другую, более благоприятную для нас сторону.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter