Каждое путешествие по стране — это частичное погружение в ее прошлое

То ли панна, а то ли видение

Каждое путешествие по стране — это частичное погружение в ее прошлое...

Каждое путешествие по стране — это частичное погружение в ее прошлое. Материальных свидетельств былого на земле сохранилось не так уж и мало. Но многие события экскурсоводы интерпретируют порой не лежащими на поверхности артефактами, а легендами. Публика падка на красивые истории.


Вот, к примеру, можно услышать от гидов легенду о Рогнеде: якобы ее дух досель — спустя тысячу лет! — появляется в разных уголках страны. В устах отдельных экскурсоводов она становится чуть ли не Жанной д’Арк. Княжна, как известно из летописи, была женой Владимира — крестителя Руси и матерью его наследников — полоцкого князя Изяслава, киевского Ярослава Мудрого и других властителей. Известен факт: Рогнеда ушла в монастырь под именем Анастасии. Смиренная инокиня вряд ли подходит на роль летающего привидения.


Еще один персонаж, вокруг которого надуманного больше, чем правды, — Барбара Радзивилл. Родом из литовских князей Радзивиллов, связанная узами брака сначала с литовским магнатом Гаштольдом, потом с великим князем литовским Жигимонтом Августом, она жила в Вильне, Гераненах и Дубингяй. Но ни разу не бывала в Несвиже, где не стоял в ту пору, в первой половине XVI века, и нынешний замок. Однако с уст гидов слетает ее дух — и парит то ли Белая, то ли Черная панна где–то в парке у несвижской резиденции Радзивиллов...


И многие верят. В небылицу.


Я бы пожелал экскурсоводам все–таки читать побольше серьезной литературы. Из последних новинок стоят внимания два солидных труда, появившихся в издательстве «Четыре четверти»: монография Эдуарда Загорульского «Белая Русь с середины I тысячелетия до середины XIII века» и составленное Лилианой Анцух и протоиереем Федором Кривоносом исследование «Православные святые земли Белорусской». Эти работы охватывают период Древней Руси — самый удаленный от нас, а потому наименее понятный, наименее востребованный в экскурсиях по Беларуси. Хотя в той эпохе берут начало многие особенности нашей современной культуры и самосознания.


Загорульский, например, объясняет, как на белорусской земле, где прежде жили балты, появились славяне и образовалось государство Русь. Анцух и Кривонос приоткрывают завесу тайны над судьбами забытых духовных подвижников, имена многих из которых мало что говорят современному человеку. Причем почти каждый из признанных святыми людей связывает нашу страну нитями с соседями, что позволяет организовать паломнические трансграничные туры через Беларусь. В этом и практическая польза труда исследователей. С Литвой и Новгородом связаны судьбы преподобной Харитины, с Вильной и Константинополем — мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, с Могилевом и Украиной — Георгия Конисского. Многие выдающиеся люди прошлого стали подвижниками на белорусской земле, они отметились здесь реальными, достойными уважения поступками. Их почитают и за рубежом. Но почему–то очень редко упоминают в экскурсиях.


У гида, на мой взгляд, миссия не только и не столько развлекать, а — просвещать. Было бы только желание обогатить свои знания фактами, а не мифами.

 

Советская Белоруссия №4 (24387). Пятница, 10 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter