То, что доктор прописал

В России могут запретить широкую рекламу фармацевтических средств на телевидении, радио и в печатных СМИ...

В России могут запретить широкую рекламу фармацевтических средств на телевидении, радио и в печатных СМИ. Такой законопроект недавно внесен в Госдуму.


Есть мнение, что от самолечения сейчас умирает в десять раз больше людей, чем от ошибок хирургов. Так считает автор законопроекта. В своей пояснительной записке депутат от «Справедливой России» Антон Беляков подчеркивает, что законодательство в сфере рекламы сегодня не только не обеспечивает безопасность употребления лекарственных препаратов, но и «провоцирует бесконтрольное и опасное для здоровья потребление лекарств». По его словам, в России увеличилось число случаев, когда граждане, вместо того чтобы обращаться к врачу, принимают те или иные лекарства самостоятельно. Статистика утверждает: до 70 процентов россиян предпочитают консультациям врача самолечение. «Эта порочная практика связана с тем, что постоянно идут советы из эфира и с экранов», — объясняет депутат.


По мнению автора инициативы, рекламировать лекарства и медицинскую технику можно только в специализированных изданиях, на профильных выставках, конференциях и т.д. Одним словом, знания — для знающих.


Если следовать логике российского парламентария, то и ветеринарные аптеки стоило бы прикрыть. В СМИ нередки сообщения, что стремительно беднеющие россияне все чаще обращаются к практике лечения своих недугов ветеринарными средствами, которые намного дешевле «человеческих» лекарств от жара, воспалительных процессов и т.д.


Хотя российский депутат не жалеет аргументов за запрет рекламы лекарств, некоторые его доводы выглядят несколько искусственными. «Продаваемые без рецепта лекарства убивают значительно больше людей, чем все противозаконно продаваемые вещества, вместе взятые, включая алкоголь и наркотики», — считает автор инициативы и ссылается на зарубежный опыт запрета широкой рекламы лекарств.


Эксперты не согласны. Директор департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик–Гусейнов, пишет РБК–daily, удивлен этими данными: «Картина выглядит ровно наоборот. Западные страны стараются смягчить правила рекламы лекарств». По его словам, в ЕС несколько лет назад было введено послабление для рекламы «безрецептурных» лекарств, под запретом только реклама медикаментов для лечения тяжелых заболеваний.


К слову, система мониторинга побочного действия лекарств в России запущена Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения всего четыре месяца назад и еще не успела представить какие–то выводы. Да и инициатива депутата Госдумы идет вразрез с недавним решением разрешить продажу безрецептурных лекарств в супермаркетах, что по определению предполагает широкую рекламу.


Эксперты сходятся во мнении, что запрещать рекламировать лекарства бессмысленно. Мало того, что в России разрешается пропагандировать лишь те лекарства, которые продаются без рецепта, так их и продвигается всего около 100 брэндов. При этом на рынке — тысячи лекарственных наименований. Да и информацию о любом препарате любители самолечения могут при желании найти в медицинском справочнике и интернете.


Более насущной проблемой для пациентов, считают эксперты, является то, что некоторые медики лоббируют интересы определенных фирм, не всегда мотивированно выписывая пациентам дорогие лекарства, у которых есть более дешевые аналоги.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter