То, что доктор прописал…

Травы и биодобавки могут подвинуть на фармрынке химпрепараты

Травы и биодобавки могут серьезно подвинуть на фармрынке химические препараты

Фармацевтическая отрасль динамично развивается во всем мире, но особенный интерес для игроков рынка представляют развивающиеся страны. Там, где годовой объем продаж увеличивается на десятки процентов, кроются большие резервы для расширения бизнеса. В эту группу государств попадает и Беларусь. Даже в 2009-м, кризисном году, фармацевтический рынок нашей страны сохранил характерную для последних лет положительную динамику. Правда, на показатель 2008 года – рост в стоимостном объеме на 30,8 % – рассчитывать не приходилось, но и скромные 3 % на фоне падения в Украине и России не могут не радовать.

Фармацевтический рынок принято условно делить на два сегмента: госпитальный и розничный. Белорусские лечебные учреждения в прошлом году закупили лекарств примерно на такую же сумму, что и годом ранее. Тем не менее объем реализации в упаковках увеличился почти на 10 %, из них более 80 % пришлось на долю отечественных препаратов (по сравнению с 2008 годом их доля увеличилась примерно на 10 %). В то же время 70 % средств потрачено на закупку импортных лекарств. Кстати, в пересчете на доллары цены на отечественную продукцию даже снизились, в то время как на зарубежную выросли более чем на 10 %.

Динамика розничного сегмента повторяет развитие рынка в целом. В прошлом году физический объем продаж сохранился примерно на уровне 2008-го, а в стоимостном выражении прибавил 3,83 %. Впрочем, если бы не всплеск реализации в конце 2009 года, то Беларусь вполне могла бы повторить результат стран-соседей. По данным компании «Фармэксперт», в ноябре розничная сеть закупила препаратов на 64 млн. долларов, в то время как традиционный для этого месяца объем продаж – 29—30 млн. долларов. При отсутствии такого рекорда продажи по розничному рынку упали бы на 4 % в упаковках и дали нулевой прирост в стоимостном выражении, подсчитали специалисты.

Основная тенденция, характерная для фармацевтической отрасли в Беларуси, — постоянное наращивание своего присутствия отечественными производителями. И данные по первому кварталу 2010 года свидетельствуют, что она будет сохраняться. Средние цены на отечественные лекарственные препараты в 2009 году в долларовом эквиваленте выросли на 0,62 %, на зарубежные – на 2,9 %. Повышение незначительное, что объясняется особенностями ценообразования для «своих», а также усилиями Минздрава, который небезуспешно сдерживал «аппетиты» импортеров. Кроме того, поставщики не смогли не отреагировать на снижение покупательной способности населения.

Эксперты отмечают, что не только в Беларуси, но и в других странах происходит усиление позиций отечественных производителей.

Подобная тенденция характерна для России и Украины, а также многих государств Европы. Понятно, что в условиях кризиса все пытаются защитить в первую очередь интересы собственных предприятий. Но есть и другие причины. Одна из них – замедление вывода на рынок новых международных непатентованных названий, или молекул. С одной стороны, производители в условиях кризиса не спешат вкладывать деньги в это направление. В то же время есть основания полагать, что фармацевтика химического синтеза себя исчерпывает: в последние годы появляется все больше изомеров уже известных препаратов, которыми лечились на протяжении десятилетий.

Особенность белорусской фармацевтической розницы – ее четкое разделение на государственный и негосударственный каналы сбыта. И фактически основная конкуренция разворачивается именно в коммерческих аптеках, которые, несмотря на небольшие объемы реализации, весьма успешно развиваются. Так, на 895 частных «лекарственных» торговых точек приходится 46 % всех продаж, в то время как 1576 государственных аптек имеют долю 54 %. Около 60 % лекарств, присутствующих в ассортименте, произведены в странах Восточной и Западной Европы. Рецептурные и безрецептурные препараты по объемам реализации примерно равны, хотя в этих группах разные технологии продвижения. Позиции тех фармсредств, которые продаются только по рецепту врача, более устойчивы. В то же время популярность безрецептурных лекарств можно поддержать прямой рекламой, напрямую воздействуя на потребителей.

По итогам 2009 года наиболее интересными в плане продвижения группами фармацевтических средств в Беларуси стали следующие препараты: для лечения заболеваний органов дыхания, носа, хронической обструктивной болезни легких, противопростудные, противокашлевые, противоастматические средства. Основными критериями оценки стали уровень конкуренции, объем и динамика продаж. И если исходить из этих позиций, то свободных ниш на белорусском рынке еще достаточно много, поясняют эксперты. Что касается перспектив на ближайшие годы, то во всем мире ожидается значительный рост спроса на биологически активные добавки (БАДы), гомеопатические средства, иммунобиологические препараты. Беларусь вряд ли останется в стороне от этого процесса, хотя отечественный рынок имеет некоторую специфику. Так, в нашей стране БАДы реализуются только через аптечную сеть, в то время как в России, например, эту продукцию можно найти и в супермаркетах, и в косметических магазинах. Однако присутствующие на белорусском рынке производители биологически активных добавок добиваются здесь неплохих успехов: в основном это зарубежные поставщики, но свою лепту вносят и отечественные предприятия. А вот в группе гомеопатических средств конкуренция со стороны местных игроков практически отсутствует. По оценкам экспертов, если бы не кризисные явления 2009-го, то динамика продаж этих препаратов заметно оторвалась бы от роста всего фармацевтического рынка. Сегмент интересен еще и потому, что оригинальные гомеопатические средства не имеют дженериков – препаратов с таким же составом, но без патентной защиты. Поэтому и конкурировать производителям гораздо проще. Наконец, наиболее востребованными на рынке в ближайшие десятилетия, скорее всего, окажутся иммунобиологические средства. Во всяком случае, мировая фармацевтика движется именно в этом направлении. Оно требует высокотехнологичных производств, организация которых выливается в достаточно серьезные финансовые вливания. Но за этим направлением будущее, считают эксперты.

-------------------------------------

Своя таблетка ближе

На белорусском фармацевтическом рынке каждое третье лекарство в ассортиментном перечне – отечественного производства. Как сообщили в концерне «Белбиофарм», речь идет о 382 международных непатентованных наименованиях (в целом на рынке их около 1280). Всего в ассортименте предприятий концерна 620 товарных позиций фармацевтической продукции, в том числе 518 лекарственных средств (с учетом форм выпуска).

В состав концерна «Белбиофарм» входят 9 фармацевтических предприятий, на долю которых приходится 85 % произведенной в стране продукции. В прошлом году на внутренний рынок было поставлено товаров на 312 млрд. рублей, что на 31 % в сопоставимых ценах больше, чем в 2008-м (в долларовом эквиваленте – на 10,5 %). За период с 2006-го по 2009 год этот показатель вырос практически вдвое – с 64 млн. до 112 млн. долларов.

Отечественные производители так или иначе представлены в десятке наиболее востребованных на розничном рынке препаратов. В натуральном выражении наибольшая доля приходится на средства для лечения болезней печени и желчевыводящих путей, витамины, системные антибиотики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter