Источник: Знамя юности
Знамя юности

От вдохновения до готовой коллекции: посмотрели, как и где учат будущих дизайнеров

Ткани, ножницы, бумага

Несколько лет назад на факультете социокультурных коммуникаций БГУ появилась новая кафедра – дизайна моды. Здесь не только учат конструированию и моделированию, но и воссоздают реальность, с которой студенты столкнутся, когда станут дипломированными специалистами. На деле это означает, что уже с первого курса они занимаются подготовкой собственных коллекций, а еще получают редкую возможность сделать это там, где мода живет, – на швейных предприятиях и в творческих мастерских. В этом году решившие посвятить себя созданию одежды и аксессуаров проходят практику в том числе в Большом театре. Мы заглянули в производственную мастерскую по пошиву костюмов – познакомиться со студентами, оценить большую подготовительную работу и узнать, как непонимание основных организационных моментов порой может загубить талант дизайнера.

Проценты вдохновения

Даже самому одаренному и талантливому мечтателю полезно получить базу – и теоретическую, и практическую. Ведь одно дело – придумать идею, и совсем другое – воплотить ее в жизнь: сделать эскиз, разработать конструкцию, изготовить модель с учетом специ­фики производства. Потому перед тем, как начать творить самому, крайне полезно попасть внутрь «машины» и узнать, как она устроена.

– Только тот может научить, кто умеет делать, – уверена старший преподаватель кафедры дизайна моды, член Белорусского союза дизайнеров Марина Фомина. – Дизайн одежды включает не только творческую составляющую. Наши студенты учатся понимать целостность всего процесса: от поиска источников вдохновения до решения технологических и производственных вопросов в готовом изделии. В этом году директор Большого теат­ра Екатерина Дулова снова поддержала наше предложение пройти производственную преддипломную практику у них. И это, поверьте, большая удача для студентов – твори­ть среди такой красоты. Тем более здесь работают исключительные профессионалы: заведующая мастерской Тамара Макаревич, а также конструкторы-модельеры, художники и технологи.


Пошивочные мастерские Большого театра – редкая возможность для студентов почувствовать себя погруженными в профессию. Здесь можно найти костюмы «от-кутюр» – единственные в своем роде, созданные для определенного артиста и вручную расшитые камнями и стразами. От классики и экспериментов с цветами и формами в театре тоже не отказываются. Марина Николаевна добавляет:

– Мы понимаем, что брать студентов – дополнительное время и внимание, поэтому очень благодарны организациям, которые идут навстре­чу: Белорусскому центру моды, дизайн-центру ОАО «Камволь», музыкальному театру. Например, в Белгосцирке третьекурс­ники увидели модель юбки, на которую ушло 150 метров фатина. А какие эскизы, какие цвета! Не практика, а праздник. В общем, есть чему поучиться у тех, кто ежедневно этот праздник создает. Нам будет приятно, если выпускники придут на места своих практик уже в качестве специалистов. Видеть результат собственного труда на сцене – ни с чем не сравнимое удовольствие.

Модные сказки

Свой путь в модной индустрии пятикурсница Злата Лукьяненко уже, кажется, нашла. Хотя еще недавно о собственной линейке нижнего белья даже не мечтала. Сейчас параллельно с учебой Злата оканчивает курсы по его пошиву и в будущем планирует построить «корсетную империю»:

– Уже сейчас пробую отшивать корсеты, хочу открыть бизнес. По окончании практики нам нужно представить коллекцию в эскизах минимум из 20 моделей, при этом обязательно воплотить в жизнь семь образцов. Ткани приобретаем самостоятельно. Сколько потратила на материалы? Около 500 рублей. К счастью, на практике в театре можем использовать все мощности производственного оборудования – это крутая поддержка, заметно облегчающая процесс.


Свое маленькое дело уже есть и у Екатерины Косач. Катя шьет аксессуары, шапки, костюмы для выступлений, если поступает запрос от друзей:

– На ткани много не трачу: в основном перешиваю ненужные вещи. А еще мне необходим опыт посадки одежды на фигуру, а где его взять без практики? Недавно знакомая девушка-диджей попросила изготовить ей костюм из лаке – блестящей лаковой искусственной кожи. Работать с таким материалом сложно. Все нужно делать предельно аккуратно, потому что в этом костюме человек должен двигаться, не задумываясь о швах. Намучалась, в общем, но получилось неплохо. Это я говорю для тех, кто думает, что дизайн – это только про вдохновение.


Катя уверена, что перспективы для создания собственного бренда в Беларуси у начинающих дизайнеров есть:

– При этом не следует путать дизайнерскую вещь с повседневной. В нашей стране много успешных брендов, которые выпускают базовые вещи. Эта одежда хорошо продается, ведь люди никогда не перестанут носить футболки, верно? Эксклюзивную вещь продать сложнее, чем худи с принтом, но потенциал для создания и развития бизнеса у нас присутствует. Особенно если найти надежное производство. И уже тогда, зара­ботав имя, можно спокойно продаваться как в Беларуси, так и за рубежом.

У Полины Саук своя история. В от­личие от однокурсниц, которые рисовали с детства и к моменту поступления в БГУ уже имели базовую художественную подготовку, девушка задумалась о дизайне только в десятом классе:


– Никогда не рисовала и в специализированных школах не училась, но все равно решила попробовать. Походила на курсы при кафедре – этих знаний вполне хватило для поступления. Подготовилась всего за восемь месяцев. Просто у меня была цель, и я решила, что обязательно ее добью­сь.

Дипломная коллекция Полины вдохновлена панком, глэм-роком и духом 1970-х. О своем деле, как и ее однокурсницы, Полина уже подумывает:

– Пока сосредоточена на собственной дипломной коллекции, хотя изготовление сценических костюмов мне тоже интересно. Тем более вижу спрос. Уже шила костюмы и себе, и знакомым для выступлений. Сама танцую, поэтому знаю, как непросто найти подходящую одежду для соревнований. Окончательно с планами еще не определилась. Кто знает, может, после учебы приду работать в Большой театр?..


leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter