Тише едешь меньше платишь?

Машины с «шашечками» будут платить... за музыку
Машины с «шашечками» будут платить... за музыку

Как–то финский певец, услышав в такси собственноручно написанную песню, наотрез отказался платить за проезд. «А почему я должен вам давать свои деньги, если вы не считаете нужным отблагодарить меня за мой труд?» — справедливо возмутился он и... подал в суд. Самое интересное, что юристы признали доводы исполнителя резонными. С тех пор все без исключения финские таксисты платят по 26 евро в год на авторские вознаграждения.

По белорусскому законодательству за любое публичное исполнение музыкального произведения автору должно быть выплачено вознаграждение: звучит песня на дискотеке, в ресторане или доносится из киоска на привокзальной площади. «Пассажиры тоже публика, они тоже слушают музыку и приносят доход», — рассудили юристы и предложили таксистам уплачивать причитающиеся автору деньги. Причем не важно, играет в салоне радио или диск, «Песняры» или «Роллинг стоунз» — раскошелиться придется в любом случае. Касается это в равной степени и поездов, и маршруток, и междугородных автобусов.

Посредником между тем, кто «заказывает музыку», и теми, кто ее сочиняет, выступает Белорусское авторское общество. Оно и отправляет деньги авторам, в том числе и зарубежным.

— Мы понимаем, что это вызовет бурю негативных эмоций, — пожимает плечами директор Белорусского авторского общества Николай Чистый. — Ясное дело, кому ж хочется расставаться с заработанными рубликами, но любой труд должен быть оплачен, а интеллектуальный тем более. Закон придумали не вчера. Сейчас мы просто пытаемся наверстать упущенное: вот в клубах, барах и ресторанах давно выплачивают авторские вознаграждения, хотя еще пару лет назад сотрудники возмущались: мол, люди поужинать приходят, а музыка — это так, для фона... Разговоры в пользу бедных, как говорится. Да и сумма–то не астрономическая: пока ставки не оговорены, но они явно будут не выше, чем в Финляндии. К слову, за прошлый год мы собрали ни много ни мало 1 миллиард 709 миллионов рублей авторских вознаграждений.

А готовы ли платить за музыку сами таксисты? Они, разумеется, относятся к нововведению скептически и сразу подняли его на смех. Кто–то сказал, что скорее продаст магнитолу, чем согласится «отстегивать» кровные на столь сомнительный налог; кто–то утверждает, что уличить в нарушении авторских прав будет крайне сложно. Неужели проверять будут? Так ведь контролеров на всех не напасешься...

— И так налогами кругом обложили, — сетует директор ОАО «Автотаксосервис» Вячеслав Дробуш. — Ну сами посудите: запчасти, зарплата, бензин. Остается «голая» касса. Еще и певцам платить, это уже слишком. 26 евро в год, как в Финляндии, вроде бы и немного, а с другой стороны — за что? Конечно, мы против. Но если обяжут, куда ж денешься, придется раскошеливаться...

По–разному оценивают ситуацию и сами музыканты. Например, известная белорусская исполнительница Галина Шишкова считает, что платить авторское вознаграждение — значит жить по цивилизованным законам рынка. «Надо лишь правильно объяснить таксистам, что они платят деньги за стихи, музыку, словом, за интеллектуальный труд, — говорит она. — Да и гонорары авторам поднять не мешало бы, что, несомненно, будет стимулировать развитие шоу–бизнеса. Хотя, конечно, когда забирают копейку, всегда неприятно».

— Понятно, что авторские права нужно защищать, но требовать плату с таксистов — это уж чересчур, — полагает певец Алексей Хлестов. — Авторы без этих денег, поверьте, не обеднеют. Им платят и певцы, и авторские общества! Проезд же в минских такси и без того дорогой, даже в Москве дешевле. Так что я полностью на стороне водителей.

И то правда: юристы еще толком с матерыми «пиратами» не разобрались. В тех же Ждановичах большая часть дисков — подпольного производства, да и с мелодиями для мобильных телефонов не все ясно: сейчас все кому не лень «заливают» их в телефоны, даже не думая «отстегивать» авторские 5%. Если музыка в питейных заведениях — один из способов привлечения клиентов, то таксистам она заменяет термос кофе и просто–напросто не дает уснуть за рулем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter