Тише едешь - дольше будешь?

Многие восприняли это известие как сенсацию: президентом Эстонии стал 73-летний Арнольд Рюйтель - последний председатель Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической Республики.
Многие восприняли это известие как сенсацию: президентом Эстонии стал 73-летний Арнольд Рюйтель - последний председатель Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической Республики. Нынешняя Эстонская Республика, столь приверженная либеральным ценностям, насквозь рыночная и прозападная, - и вдруг возвращение к прошлому? Не погорячились ли "темпераментные эстонские парни"?

Впрочем, эмоции и иронию - в сторону.

Аналитики примерно так излагают причины подобного поворота событий: итоги выборов явились следствием ошибок во внутренней политике государства, накопившихся за последние годы у правящего правого блока. Блок, в частности, представлен нынешним, по Конституции "сильным", премьер-министром господином Лааром, лидером правой партии Союз Отечества.

Что же касается ошибок, то они весьма типичны для суверенных стран Восточной Европы на этапе рьяной демократизации. Например, слишком резкое расслоение населения на богатых и бедных. Если говорить о странах Балтии, то это еще и напряженность в вопросе о правах русскоязычного населения. Или, скажем, слишком радикальная переоценка трагических событий второй мировой войны. И жестковатый монетаризм, и чрезмерное по сравнению с общими умонастроениями стремление на Запад (а для Эстонии этот вектор тяготеет к Скандинавским государствам).

Нет, выбор эстонцев не стал случаем, выпадающим из ряда. Он скорее подтвердил тенденцию полевения власти в череде стран, в том числе у некоторых наших соседей. В Польше, например, где совсем недавно левый блок получил преимущество в парламенте.

Похоже, в большом геополитическом регионе люди, хлебнув, что называется, слишком "крутого либерализма", в нем изрядно разочаровались. Пока что Эстония сменила скорее символ, чем реальную политику: новый президент имеет представительские полномочия. Однако и это немало, если учесть, как много значат символы, тем более для наций, самоопределяющихся в новейшей истории и современном геополитическом пространстве.

"Шокотерапии", похоже, наелись все: россияне, поляки, эстонцы... Практический опыт скоропалительного реформирования доказал людям лучше всякой официальной пропаганды, что издержки его слишком велики, а приобретения для основной массы населения или незначительны, или же это просто потеря даже того, что имели раньше. Вот избиратели и голосуют за более мягкую либеральную политику. Все устали от потрясений и хотят для своей страны спокойного, взвешенного, пошагового развития.

В этом смысле как раз Беларусь оказывается исключением: благодаря изначально социально ориентированному рынку и ставке на эволюционное преобразование, мы как бы "пропустили" наиболее острую фазу перехода и были избавлены от многих ее тягот. Не так уж неправа оказалась пословица: тише едешь - дальше будешь.

Вот и Арнольд Рюйтель сразу после выборов в интервью журналистам заявил, что не собирается предпринимать каких-либо шагов, направленных на кардинальные перемены во внутренней и внешней политике страны. Выходит, что "новые" левые, получившие новый кредит доверия электората, вовсе не жаждут революции. В той же Польше, как и в Эстонии, исчерпан, похоже, лимит на всяких и всякие "ультра", к какому бы политическому спектру они ни относились. К нормальным европейским стандартам жизни они хотели бы прийти, не пытаясь перепрыгивать через этапы с риском свернуть шею, а в результате спокойного поступательного движения - хотя бы этот этап и длился годы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter