Сельчанки лидируют в списке жертв домашнего насилия, но не используют возможности кризисных комнат

Тиран в роли мужа

Народная пословица утверждает: в каждой избушке свои погремушки. Правда, тайное все равно становится явным. Домашние распри выплескиваются наружу, поражая не только формой выяснения отношений, но и жестокостью. При этом чаще всего жертвами становятся женщины, а тиранами — их мужья, друзья или знакомые. Только на Могилевщине за десять месяцев зафиксировано 373 преступления на семейно-бытовой почве. Из них 248 — в райцентрах и сельской местности. Почему одни унижают и избивают других? Чьи семейные конфликты чаще всего попадают в криминальные сводки? И, самое главное, как защититься от агрессора? Ответы на эти вопросы порой бывают очень неожиданными.

pixabay.com

Напал на жену, потом на участкового

Несколько дней назад потрясла история побега 30-летнего мужчины, отбывавшего наказание на так называемой химии за истязание молодой жены. В очередной раз серьезно нарушить закон жителя Шкловского района заставило желание провести еще один курс «воспитательной» работы с супругой. Официальный представитель МВД Беларуси Ольга Чемоданова рассказала, что об агрессоре в милицию сообщили соседи, у которых испуганная женщина пыталась найти спасение. Но до этого беглец успел избить супругу и даже несколько раз ударить ножом. К счастью, угрозы жизни для нее нет.

Прибывший на место происшествия наряд не обнаружил преступника, для его розыска был объявлен план «Перехват». Ревнивца утром следующего дня нашел участковый. Как выяснилось, тот прятался в одном из деревенских домов и добровольно сдаваться отказался. Более того, попытался напасть на милиционера. Остановить агрессора смогли лишь реальные выстрелы.

Теперь правовую оценку этому происшествию должны дать следователи, которые сейчас изучают детали криминальной истории. Пока понятно лишь одно: брак в семье, где один человек тиранит другого, счастливым не назовешь. К сожалению, подобных сюжетов в милицейских сводках немало. И речь идет в основном о тех, что стали известны общественности, хотя на самом деле их куда больше. Просто люди не хотят выносить сор из избы, опасаясь осуждения со стороны. В сельской местности такие стереотипы особенно сильны.

В тихом болоте...

Старший помощник прокурора Могилевской области Владимир Богуковский не скрывает: некоторые из преступлений в семейно-бытовой сфере заканчивались фатально. В частности, на Могилевщине с начала года произошло восемь случаев убийств или покушений на убийство. В большинстве своем преступления «подогреты» спиртным, причем будущие жертвы нередко выпивали вместе со своими обидчиками. Впрочем, от страшного финала не защищены и внешне благополучные семьи. В том числе и пары, прожившие вместе не один десяток лет. Об одной из таких трагедий рассказал Владимир Богуковский:

— Муж и жена отметили серебряную свадьбу, вырастили детей. Оба имели высшее образование, нормальное положение в обществе. Никогда ни в чем плохом замечены не были. Но в какой-то момент что-то пошло не так, супруги начали ссориться — чем дальше, тем сильнее. А главным поводом для разборок была совершенно необоснованная ревность 50-летнего мужа.

Однажды женщина не выдержала и на очередное обвинение в измене ответила: «Да, у меня есть другой». Сама же отправилась на встречу с приятельницами — выговориться, пожаловаться на судьбу. По возвращении ее уже поджидал разъяренный супруг. Сначала отношения выясняли на словах, затем хозяин пустил в ход кулаки. Остановился только тогда, когда понял: жена, которую подозревал в неверности, уже не дышит…

Судьбу погибшей разделила и жительница одного из райцентров области. Муж избивал ее не один год, но супруга никому не жаловалась: стыдно ведь выставлять напоказ свои проблемы. Однако соседи все равно были в курсе: в маленьком городке шило в мешке не утаишь. Женщину жалели, но вмешиваться в чужую жизнь не спешили. Спохватились, лишь когда та на несколько дней пропала из виду. Забили тревогу, стали стучаться в двери. А обнаружили в бане: изверг избил свою жертву так, что та не смогла подняться, чтобы обратиться за помощью. Несмотря на старания врачей, экзекуция не прошла бесследно: через полгода измученная женщина умерла.

Никого в кризисных комнатах

Владимир Богуковский констатировал: зачастую жертвы молчат, опасаясь, как бы не стало хуже. Тем более домашние агрессоры знают, на какие клавиши надавить, чтобы страх их жен, знакомых или подруг превратился в настоящий кошмар. Один из распространенных способов — угроза убийством. За десять месяцев на Могилевщине 114 таких случаев. В большинстве из них тираны подтверждали свою позицию, избивая и истязая слабую сторону.

Как выбраться из сетей, расставленных мучителем? Можно ли начать новую жизнь, если прежняя оказалась настолько покореженной, что и говорить о ней нелегко? А даже если появилась решимость, то с чего начать? Стражи закона советуют: хотя бы с малого.

— Например, воспользоваться такой нормой, как защитное предписание, которое ограничивает общение агрессора с потенциальной жертвой. Чтобы его выполнить, обидчик обязан дистанцироваться от слабой стороны. Реально сделать это может, оставив свой дом или квартиру на срок до тридцати суток, — объяснил Владимир Богуковский.

На Могилевщине, по словам старшего помощника прокурора, такой возможностью с начала года воспользовались более тысячи человек. А вот кризисные комнаты, которые есть в каждом райцентре, а также в Могилеве и Бобруйске, не очень популярны. Хотя там созданы все условия, чтобы жертвы, скрывающиеся от своих тиранов, могли прийти в себя, отдохнуть. Но самое главное — получить квалифицированную помощь психологов, юристов. И в конечном итоге принять решение, которое позволит им выйти из тупика и найти силы, чтобы сделать шаг навстречу собственному будущему.

Такие примеры тоже есть. Но пока очень мало. Колебания в статистике преступлений на семейно-бытовой почве не особенно заметны. Официальный представитель УВД Могилевского облисполкома Владимир Синкевич подчеркнул, что не случайно в этой сфере особое внимание уделяется профилактической работе. Но, к сожалению, в обществе еще сильны стереотипы, утверждающие, что вмешиваться в чужие дела не стоит, что соседское дело — сторона. Кто знает, быть может, чье-то неравнодушие, оперативный звонок в милицию могли бы предотвратить несчастье, а то и спасти жизнь. Что может быть дороже ее?..

КОММЕНТАРИЙ

Ирина БАРАНОВСКАЯ, психолог высшей категории Могилевской областной психиатрической больницы:

— Насилие в семье и быту, к сожалению, явление не такое уж редкое. Причем жертвы не всегда замечают первые тревожные сигналы — когда муж или друг поднял на них руку, пригрозил, унизил и так далее. И тогда ситуация развивается дальше, причем не в пользу слабой стороны. Почему не обращаются за помощью, когда страдания становятся практически невыносимыми? Потому что боятся, в том числе и так называемых побочных осложнений. То есть осуждения со стороны соседей или знакомых, административной ответственности, которая в итоге может отразиться на семейном бюджете. Матери школьников боятся еще и того, что их семью поставят на учет как находящуюся в социально опасном положении, и они тем самым испортят детям будущее.

Хочу напомнить: насилие может быть не только физическим, но и психологическим, эмоциональным. И это тоже отражается на состоянии жертвы. Собраться с силами и сказать насильнику «нет» многим мешает страх. Но тут нужно подчеркнуть, что сами насильники, как правило, трусы. И, если будут знать, что им будет противостоять большая сила, побоятся поднять руку на слабого.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter