Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как за неделю до ЦЭ освежить знания в памяти? Ловите лайфхак от заслуженного учителя Беларуси

Тили-тили-тесты

Следующая неделя у выпускников школ пройдет под негласным девизом «Миссия выполнима: сдать ЦЭ». 27 и 30 мая одиннадцатиклассники будут держать испытания по профильному предмету на выбор и русскому либо белорусскому языку. Как за несколько оставшихся дней повторить пройденный материал и настроиться на успешную сдачу ЦЭ, «Знаменке» рассказала учитель русского языка и литературы минской гимназии № 1 имени Франциска Скорины, заслуженный учитель Беларуси Людмила Кушнерева, подготовившая четверых стобалльников.

Коллаж Татьяны ГОРБАЧ, «ЗН»

– Людмила Алексеевна, какого подхода придерживаетесь в подготовке учащихся к ЦЭ и ЦТ?

– 10–11-е классы – курс углубленного повторения материала. Вспоминая известное, отрабатывая давно знакомое, ученики на более сложном лексическом материале повышают свой уровень. Поэтому подготовку к ЦЭ советую вести параллельно с освоением школьной программы. Высоких результатов достигают те учащиеся, которые не просто видят слово, где нужно вставить букву «о», а понимают, что это связано с проверкой безударных гласных, то есть выстраивают причинно-следственные связи. Важен системный подход, а не просто натасканность, когда выполнил тесты и пошел сдавать экзамен. Если чего-то не понимаешь, где-то обязательно да ошибешься. Если ты обладаешь системными знаниями (понимаешь, какое правило должен применить), считай, что успех гарантирован. На факультативе, который провожу для учащихся 10–11-х классов, разрешаю ребятам при выполнении заданий сверяться с опорным конспектом в трудных случаях. Такая практическая работа, когда ребенок умеет пользоваться источником, очень эффективна. 

– Вас можно считать первопроходцем ЦТ: готовили к нему ребят еще в 2004-м, когда в нашей стране ввели централизованное тестирование. Пробовали вывести для себя формулу успеха на ЦТ?

Людмила Кушнерева, учитель русского языка и литературы минской гимназии № 1 имени Франциска Скорины, заслуженный учитель Беларуси
– Всегда говорю своим ученикам: превратите подготовку к ЦТ, а сейчас и к ЦЭ, в образ жизни. Решайте тесты в свободное время и сверяйтесь с ответами. Если что-то непонятно, обращайтесь за разъяснениями к учителю. В августе покупаю сборники заданий, сажусь и сама решаю их. В прошлом году споткнулась на слове «веб-камера»: рука пишет через черточку, а мозг говорит, что есть правило, мол, если первый корень – иностранец, пиши слитно (например, стереофильм, аудиокассета). Признаюсь, даже растерялась немного. Учу ребят и на своих ошибках тоже, показываю им, что и у наставника бывают моменты, когда он допускает неточности. Хорошо, когда педагог этого не скрывает: ты не ходячая энциклопедия, чтобы знать абсолютно все. Рекомендую при подготовке к ЦЭ использовать сборники с грифом Национального института образования. Такая отметка говорит о том, что пособие прошло тщательную экспертную проверку. 

– На какие подводные камни стоит обратить внимание в первую очередь? Какие разделы повторить?

– В моей практике был случай: девочка получила 98 баллов на ЦТ, потому что допустила ошибку, которой можно было избежать (в слове «подыграть» поставила «и» вместо «ы»). О чем это говорит? Одно недоученное правило не позволило ей получить сто баллов. Поэтому мой главный совет: не доверяйте первому суждению. Бывает, легкое слово, а в нем ловушка. Вернитесь к нему и еще раз посмотрите. Очень люблю метод аналогии – в словообразовании он играет важную роль. В прошлом году моя ученица допустила ошибку в таком задании: требовалось отметить, от какого слова образовано прилагательное «трескучий». На выбор предложены варианты: «треск», «трещать» (правильный вариант, конечно, «трещать»). Найдите более легкое слово, посмотрите, как оно образовалось, и тогда станет понятно, как образовано более сложное. Есть блоки, которые просто стоит зазубрить: в нужный момент они сами всплывут в памяти. 

– А если весь год валял дурака и спохватился только накануне экзамена, реально ли наверстать упущенное?

– Оставшаяся до экзамена неделя хороша для разумных ребят, которые понимают, какие темы у них хромают и что нужно еще подучить. А если у ученика в голове поле непаханое, то, конечно, неделя уже не спасет. Полистайте свои контрольные и тесты, которые выполняли на протяжении года, обратите внимание на допущенные ошибки. Раздел, который всегда входит в тройку лидеров по количеству ошибок, – состав слова и словообразование. Например, готовые суффиксы: суффикс «л» в глаголе прошедшего времени, суффиксы причастий, деепричастий, те, на которые даны правила (например, беседовать, но разведывать). Если вам труднее дается пунктуация, посмотрите случаи постановки запятой в сложном предложении. Повторите речевые синтаксические и морфологические нормы, склонение числительных.

– Какие установки помогают справиться с волнением и настроиться на успешную сдачу экзамена? Что обычно говорите своим ученикам?

– Исходите из того, что, решая ЦЭ, получите не провальную отметку, а ту, на которую реально способны подготовиться. Если ребенок чувствует, что он готов, сделал все, что мог, а дальше будь как будет, его особо настраивать не нужно. Но есть и особо тревожные дети. Напоминаю им: не завышайте собственную планку, она должна быть адекватна вашим возможностям. И помните, что легкое волнение вполне нормально испытывать на экзамене. Попробуйте отнестись к этому так, как если бы вы были артистом и вам предстоял выход на сцену.

НА ЗАМЕТКУ

Централизованный экзамен по профильному предмету (физике, математике, химии, биологии, иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), истории Беларуси, всемирной истории (новейшее время), географии, обществоведению) пройдет:

♦ основной день – 27 мая;

♦ первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ;

♦ второй резервный день – 19 августа.

Централизованный экзамен по белорусскому или русскому языку пройдет:

♦ основной день – 30 мая;

♦ первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ;

♦ второй резервный день – 21 августа.

derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter