«Тихое», «с пузырьками» или «пенное покрепче»?

В прошлом году среднестатистический белорус выпил 3,25 л «тихого» виноградного вина и еще 1,2 л — шампанского и игристого

Белорусы не откажутся от виноградного вина даже в условиях сокращения доходов, уверены отечественные виноделы. Сам по себе рынок достаточно консервативен, едва прибавляет 1—2 % в год. Но такое постоянство в известном смысле на руку производителям: истинные приверженцы этого напитка вряд ли захотят искать ему достойную замену. Что касается долгосрочных прогнозов, то здесь ситуация еще более оптимистичная. Беларусь постепенно интегрируется в Европу, а значит, распространенная в Старом Свете культура пития виноградного вина со временем приживется и на белорусской почве, считают эксперты.

В прошлом году среднестатическим жителем нашей страны выпито 3,25 л «тихого» виноградного вина и еще 1,2 л — шампанского и игристого. По оценкам ЗАО «Минский завод виноградных вин» (МЗВВ), первая группа приросла всего на 1,5 %, вторая — на 8,4 %. Самые жирные и вкусные «сливки» алкогольного рынка собрали производители пива и ликероводочных изделий — их продажи увеличились на 9,8 и 14,3 % соответственно. Значительный рост продемонстрировала коньячная продукция — на 23,4 %, но ее потребление крайне невелико, всего 0,3 л на человека в год. В минусе оказались производители плодово-ягодных вин и слабоалкогольных напитков.

Сегодня на рынке Беларуси вполне успешно действуют с десяток производителей вина, самые крупные из которых: Минский завод виноградных вин (с долей 30 %), завод виноградных вин «Дионис» (11,7 %), ОАО «Брандко» (11,6 %), РУП «Минск-Кристалл» (8,3 %), ООО «Винреал» (6,2 %), Минский завод безалкогольных напитков (5 %). За 2008 год белорусскими производителями разлито 2 млн. 572 тыс. дал «тихого» виноградного напитка. В «пузырьковом» сегменте уверенно лидирует Минский завод игристых вин, удерживая около 80 % продаж. Государство протягивает отечественным виноделам руку помощи, ограничивая доступ на рынок импортной продукции. Сегодня белорусские производители вина увеличивают свое присутствие скорее не за счет общего роста рынка, а благодаря значительному снижению доли импорта: по некоторым оценкам, до 18 % в прошлом году с 33 % в 2007-м. «Думаю, что в этом году ситуация с импортом останется прежней, а если изменится, то в пользу отечественных предприятий», — прогнозирует директор ЗАО «Минский завод виноградных вин» Андрей Хилькевич.

Пока основным доводом в пользу вина, бутилированного внутри страны, становится цена. Средняя розничная цена импортной бутылки на рынке — $ 7—10, отечественной — $ 3—4. Разница достаточно весомая, особенно в условиях дефицита качественного зарубежного продукта на полках белорусских магазинов. Искушенные ценители виноградного напитка считают: покупая  дорогое вино в Беларуси, нельзя быть уверенным, что  его качество окажется соответствующим. В отечественной торговле продается виноградного напитка примерно на $ 15 млн.  ежемесячно, или на $ 180 млн. в  год. И если по количеству декалитров импортеры обеспечивают лишь 18 % потребностей, то в денежном эквиваленте их доля увеличивается до 35 %. А в целом в Беларуси продается около  42 млн. бутылок виноградного вина в год.

Сегодня меняются условия работы не только для импортеров, но и для отечественных предприятий. Производственные издержки, в том числе связанные с закупкой импортного сырья, выросли, а цены на внутреннем рынке повышать с той же динамикой чревато — можно потерять потребителя. Поэтому виноделы радуются, если удается сработать хотя бы на  ноль и не уйти в минус. Меняется и характер отношений с торговыми объектами. Например, на МЗВВ дебиторская задолженность выросла на 40 %, заметно отодвигаются сроки оплаты. «Мы кредитуем торговые точки, и на очень приличные сроки, но идем на это намеренно, — поясняет Андрей Хилькевич. — От этого никуда не денешься, надо поддерживать свою товаропроводящую сеть в нынешних условиях».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter