Тихие люди

Этот вернисаж в минской библиотеке имени Пушкина прошел тихо...

Этот вернисаж в минской библиотеке имени Пушкина прошел тихо: очевидно, выставки, открывавшиеся в то же самое время в более престижных галереях города, показались минскому бомонду интереснее. Основными гостями тут стали сами художники, которым в силу юного возраста, может, и полагалось устроить шумную кутерьму на своем личном празднике, но в небольшой библиотечной галерее звучали лишь приглушенные голоса взрослых. Дети разговаривали жестами... Однако то, что проект «Те Мы» имеет отношение прежде всего к искусству, а не к социальным программам, становилось ясно даже при беглом взгляде на картины, которые украсили стены библиотеки до середины февраля.


— В этот раз мы не стремились подчеркнуть, что это особенные люди и относиться к ним надо со снисхождением, — замечает куратор выставки Наталья Селицкая. — Хотя по себе знаю: если я заранее осведомлена, что иду на выставку творчества глухонемых детей, нечто щемящее просыпается внутри еще до того как я это увижу... Но вы только посмотрите, какое сильное и яркое их искусство!


Действительно, натюрмортам 9–летней Светы Пикулиной позавидовал бы и профессионал — свет в ее акварелях вибрирует так же трепетно, как и на знаменитых полотнах импрессионистов. «Цветы» 12–летнего Димы Русака заставляют вспомнить о солнечных красках Ван Гога. А в экспрессивных рисунках Паши Авхукова можно разглядеть сразу несколько сюжетов — в зависимости от собственного настроения... Но Свете уже далеко не 9 лет — свои натюрморты она рисовала еще в 1995 году. Паша был 8–летним в 1997–м, да и Дима давно отпраздновал свое совершеннолетие... Творческая мастерская «Фарба», созданная в минской специальной школе № 14 для детей с тяжелыми нарушениями слуха, на сей раз решила продемонстрировать лучшее, что накопилось в школьной галерее за все 17 лет ее существования. К слову, в этой библиотеке воспитанники Дмитрия Ермилова, основателя и бессменного руководителя «Фарбы», гостят уже в третий раз.


— По–моему, площадок, где бы мы не выставлялись, в Минске не осталось, — прикидывает Ермилов. После того как 5 лет назад выставка его подопечных прошла в Национальном художественном музее, наверное, можно было поставить точку в дискуссиях на тему, считать ли творчество людей с иным мировосприятием серьезным искусством. То, что стало архивом «Фарбы», в разное время демонстрировалось в Швейцарии, Франции, Великобритании, США, Израиле, Японии... Возможно, оттого, что эти дети с рождения погружены в свой внутренний мир, и сюжеты, и цветовые сочетания у них намного сложнее, чем те, которые выбирают их ровесники даже в художественных школах. Хотя специально Дмитрий Ремович никого не отбирает. Просто предоставляет своим воспитанникам полную свободу творчества, позволяя самим решать, что и как изображать. Подчеркивая при этом, что сделать из них художников вовсе не стремится.


— Наверное, в былые времена такое творчество назвали бы формализмом, — рассуждает Ермилов. — Но теперь у нас появились грамотные люди, которые могут оценить его по достоинству... Хотя хватает их, пожалуй, еще не везде. Скажем, когда я искал спонсоров для этой выставки, в одном месте мне цинично сказали: хосписные выставки не поддерживаем. И ни один из банков не согласился помочь...


На летние творческие пленэры, ежегодно проходящие на берегу Свитязи, он возит своих учеников на личном автомобиле. Иногда к ним присоединяются уже взрослые воспитанники «Фарбы». Но редко. После получения аттестата зрелости о своем увлечении рисованием забыть приходится практически всем...


— Сколько я здесь работаю, да и когда сам был студентом, не припомню, чтобы здесь обучались глухие ребята, — вспоминает декан художественного факультета Белорусской академии искусств Владимир Уроднич. — Впрочем, есть у нас сейчас один парень с проблемами со слухом, один из наших лучших студентов, кстати, но о полной глухоте в его случае речи не идет. Все экзамены он, между прочим, сдавал и сдает на общих основаниях... Но представить в наших аудиториях человека, который способен общаться с людьми лишь на языке жестов, едва ли возможно. Разве что теоретически...


Тем не менее знаменитый испанский художник Роберто Готье Прадес, несмотря на то что был глухим от рождения и в раннем возрасте остался сиротой, поступил–таки в художественную академию в Валенсии, преподаватели которой не смогли остаться равнодушными к его таланту. Причем еще в XVIII веке... В Швеции курсы, где обучают языку жестов, не такая уж редкость, шведские врачи и полицейские так и вовсе обязаны его знать. Но у нас... Как призналась в своем блоге одна из тех, кого проблемы инвалидов беспокоят не меньше своих: «Есть у нас, работающих с «особыми» людьми, одна мечта... Чтобы особых не было. А были все равными в своих правах и возможностях». Но даже большой талант еще не всегда дает право на искусство...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter