Тихая дипломатия?

Посол Латвии в Беларуси госпожа Мора поразила всех своим владением словом: сначала дала, затем забрала обратно
Посол Латвии в Беларуси госпожа Мора поразила всех своим владением словом: сначала дала, затем забрала обратно

Дипломат с большой буквы Уинстон Черчилль наставлял своих коллег, что они должны дважды подумать, прежде чем... ничего не сказать. Этот мудрый совет уместно вспомнить в контексте коллизии, случившейся с послом Латвии в Беларуси г–жой Майрой Морой. Суть ее в следующем. Всю последнюю неделю бушевал скандал, связанный с ее эмоциональным выступлением перед депутатами сейма на тему ситуации в Беларуси. Судя по сообщениям в СМИ, посол вовсе не стеснялась в выражениях и суждениях. Причем настолько, что возмутился не только Минск, но и многие в Риге. Даже министр иностранных дел Латвии вынужден был удивленно приподнимать брови и краснеть за подчиненную. В итоге г–жа Мора вынуждена была оправдываться...

Если уж быть предельно точным, то «волну» подняла статья в русскоязычной латвийской газете «Вести сегодня», которую написал парламентарий Николай Кабанов, участвовавший в том заседании комиссии по иностранным делам. Мы связались с ним по телефону, и он рассказал, что действительно Майра Мора использовала не вполне корректную лексику в отношении руководства страны пребывания. Более того, некоторые ее заявления свидетельствуют о таком же поведении в Беларуси. «Нужно продолжать любую помощь оппозиции», — сказала она, поведав также, что ей регулярно звонят белорусские «подпольщики», которые распространяют антиправительственные листовки. «Посол не считает контакты с оппозицией нарушением Венской конвенции о статусе дипломатов. Но где граница между законной информационной деятельностью и спонсорством пусть численно мизерных, но экстремистских сил?» — этим вопросом задается уже сам Кабанов. Впрочем, экзальтированное выступление вызвало целую массу вопросов у самых разных людей.

Так, левая латвийская оппозиция моментально обратилась к министру иностранных дел Артису Пабриксу «по поводу использования государственных средств для финансирования общественных организаций Беларуси». Председатель фракции Социалистической партии Александр Голубов, согласно сообщению информагентства «Регнум», заявил на заседании сейма: «Посол Латвии в Беларуси Майра Мора сообщила, что наше государство официально финансирует белорусские оппозиционные организации. Между тем, когда парламент принимал государственный бюджет на будущий год, не смогли найти лишних средств на медицину, на то, чтобы увеличить пенсии и минимальные зарплаты, чтобы они хотя бы приблизились к прожиточному минимуму... А есть ли у нас демократия здесь, в Латвии? Я думаю, что никто из присутствующих депутатов, положа руку на сердце, не скажет, что у нас полнота демократии. При этом вы хотите способствовать демократии где–то за границей».

Сам министр Пабрикс, который до сих не был уличен в теплом отношении к Беларуси, тоже не оставил без внимания такую вопиющую недипломатичность своей подчиненной и вызвал ее в Ригу. По информации агентства BNS, Пабрикс заявил, что, хотя наши страны по–разному понимают демократию, «это не означает, что сотрудничества быть не может» и «в отношениях между странами следует сохранять уважение». Белорусский МИД также среагировал на ситуацию, потребовав подтвердить или опровергнуть слова латвийского посла.

В общем, в начале недели г–жа Мора поспешила в наш МИД, где ее принял начальник главного управления Европы Валерий Ромашко. «Мора выразила сожаление, что информация, изложенная в латвийских средствах массовой информации, не соответствует действительности, и отрицала, что во время заседания комиссии она высказывала критику в адрес Беларуси и ее Президента», — говорится в сообщении пресс–службы министерства.

Депутат латвийского сейма Николай Кабанов от своих слов, в отличие от г–жи посла, отказываться не собирается. Парламентарий говорит, что достаточно хорошо владеет латышским языком, чтобы понять выступление г–жи Моры. «Опровергнуть свое заявление она не может, так как на заседании присутствовало около десятка свидетелей. В конце концов, там велся протокол», — говорит член комиссии по иностранным делам и группы по сотрудничеству с Беларусью. Однако главным подтверждением своей правоты он считает тот факт, что Мора не предъявила ему официальных претензий ни как журналисту, ни как депутату...

Оставим все сказанное и несказанное на совести дипломата. Формулировка «объяснения были приняты белорусской стороной к сведению» свидетельствует о том, что наш МИД принял конструктивное решение и решил не раздувать конфликт... Но, полагаю, нельзя не отметить, что неприятная история (уверен, и для г–жи посла она тоже крайне неприятна) не выбивается из общей тенденции: с приближением президентских выборов давление со стороны наших западных соседей возрастает. И даже послы, самые, по определению, объективные люди, впутываются в эту возню.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter