Международный олимпийский комитет готов начать революцию

Тезисы Баха

Ход времени стремительно убыстряется. Современный мир все больше становится похож на спринтера, а день — на короткую дистанцию, которую нужно успеть преодолеть, обставив конкурентов. Приходится, знаете ли, бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее.

В Международном олимпийском комитете это прекрасно понимают и, следуя духу времени, вносят необходимые коррективы в, казалось бы, вечные и незыблемые законы. Во вторник в Монако завершила свою работу внеочередная сессия МОК, на которой был принят ряд весьма любопытных, если не сказать, исторических решений. Еще в ноябре глава комитета Томас Бах представил 40 тезисов по реформированию олимпийского движения, которые получили название «Повестка–2020». Их основной мотив коротко можно сформулировать так: организации необходимы перемены и производить их надо в тот момент, когда дела идут хорошо, а не тогда, когда грянет кризис. Основные решения МОК мы попросили прокомментировать генерального секретаря Национального олимпийского комитета Беларуси Георгия Катулина.

Фото РЕЙТЕР.
Фото РЕЙТЕР.

— Эту сессию МОК, на мой взгляд, можно с полным основанием назвать исторической. Пожалуй, в некотором роде ее уместно сравнить с решениями 1998 года по реформированию МОК, инициированными Хуаном–Антонио Самаранчем. Но тогда это касалось непосредственно и только самой организации. Здесь же рекомендации охватывают практически все вопросы деятельности олимпийского движения в мире.

— Одним из ключевых пунктов повестки дня лично мне видится принятие решения о возможности в ближайшем будущем проводить соревнования Игр на значительном удалении друг от друга и даже в разных странах.

Георгий Катулин. Фото Владимира Шлапака.— В этом аспекте был существенно пересмотрен целый свод прежних правил. Это касается и самой процедуры выдвижения кандидатов, и механизма определения будущих хозяев Игр. Потому что существующая ныне практика обнажила свою слабость в этом отношении. Особенно показателен процесс определения хозяина зимних Игр–2022, когда из шести кандидатов осталось только два, а четверо претендентов снялись с дистанции. Это стало сигналом и своеобразной лакмусовой бумажкой: что–то в системе не так. Данные моменты очень широко обсуждались на сессии, было много выступлений, но в итоге все единогласно приняли решение: процесс заявки и выбора должен давать возможность участия в них не только странам, входящим в первую топ–двадцатку, но и государствам гораздо более мелким. За счет кооперации усилий, когда две–три страны сообща проводят Олимпиаду. Также была рассмотрена возможность предоставить организаторам Игр право предлагать новые виды спорта для включения в олимпийскую программу. Кроме того, МОК намерен идти по пути значительного снижения затрат как на процесс самого выдвижения, так и на организацию Олимпиады. Не будет, к примеру, так жестко, как прежде, стоять требование строительства новых спортсооружений, а широко планируется использовать метод возведения временных арен.

— Коснулись новации и самой олимпийской программы. К примеру, пункт об ограничении дисциплин на летних Играх до 310, а на зимних — до 100. Каким образом это будет происходить, как определить лишних?

— Было высказано предложение, чтобы не замыкаться на определенном количестве видов спота, как это было раньше. Скажем, в Лондоне — 28 видов, в Рио–де–Жанейро к ним добавились еще два. Не лучше ли установить лимит по количеству разыгрываемых наград — в районе 310? Это не значит, что 310 — и все. Это примерно. И вокруг этой цифры МОК и будущие организаторы Игр согласуют виды спорта и дисциплины.

— Европа не будет хозяйкой Олимпиад как минимум до 2024 года! По слухам, Томас Бах лично ездил в Норвегию уговаривать Осло не отзывать свою заявку на право провести зимние Игры–2022, но теперь на эти соревнования претендуют только Алматы и Пекин. ОИ–2016 пройдут в Рио–де–Жанейро (Бразилия), ОИ–2018 — в Пхенчхане (Южная Корея), ОИ–2020 — в Токио (Япония). Почему Европа вдруг оказалась настолько несостоятельной?

— Думаю, что это прежде всего связано с экономическим кризисом, который сейчас переживает наш континент. Это главная причина. Я недавно был в Мадриде, который выставлял свою кандидатуру на проведение Игр–2020, но уступил не только Токио, но и Стамбулу. И видел, какая там великолепная спортивная инфраструктура! К тому же испанцы очень любят спорт, да и опыт проведения соревнований топ–уровня у них огромный. Мадрид мог бы устроить настоящий праздник спорта! Но все упирается в то, что в стране высокая безработица и целый воз экономических проблем. А в этом случае, если даже правительство принимает решение выдвигать кандидатуру на проведение Игр, оно испытывает очень серьезное давление со стороны общественности. И в итоге вынуждено отказываться. А в Азии сам механизм принятия таких решений немного другой.

Фото РЕЙТЕР— Насколько, на ваш взгляд, все эти решения осовременят олимпийское движение, помогут ему идти в ногу со временем?

— В значительной степени. Ведь и по поводу самого комитета был принят ряд решений, которые должны снять претензии о превращении МОК в некий закрытый клуб. Основная задача — усилить прозрачность его деятельности. Причем буквально во всем: распределение денег, получение спонсорских контрактов, механизм выдвижения новых членов МОК...

— О чем еще мы не упомянули?

— Еще одна важная тема — обеспокоенность судьбами молодежи. Это и пересмотр концепции юношеских олимпийских игр, и помощь развивающимся странам через специально созданные региональные центры, и даже интеграция олимпийского движения через ЮНЕСКО в школьные программы. Также очень много говорилось о более тесном переплетении спорта и культуры. Связь с историей, возвращение в некотором роде к древнегреческим истокам. Ведь без культуры спорт потеряет свою сущность и превратится в состязание киборгов, нацеленных только на рекорды и зарабатывание денег. А это — и допинг, и тотализатор, и договорные матчи. Это убьет спорт. К слову, борьба с допингом еще одна тема, обсуждению которой было посвящено немало времени. Более того, принято решение выделить 20 миллионов долларов, половина из которых будет потрачена на реализацию программы по защите спортсменов от допинга, а вторая — на исследование и разработку новейших методик по определению запрещенных препаратов.

— В этом сонме решений и проектов осталось только вспомнить, что там же, на внеочередной сессии МОК, было принято решение о принятии в олимпийскую семью Косово.

— Это вопрос процедурный. Предварительную регистрацию Косово уже прошло на исполкоме, а здесь были соблюдены лишь формальности.

Главные вопросы, рассмотренные МОК в Монако:

возможность проводить разные соревнования Игр на значительном удалении друг от друга, даже в разных странах;

облегчение заявочного и презентационного процессов, направленное на снижение стоимости предвыборной гонки;

возможность организатора Игр предлагать новые виды спорта для включения в олимпийскую программу;

ограничение дисциплин на летних Играх до 310 (количество спортсменов около 10,5 тыс.), на зимних Играх — до 100 (около 3 тыс. спортсменов);

стремление к равному количеству мужских и женских дисциплин на Играх, увеличение количества смешанных дисциплин;

акцент на снижение инфраструктурных затрат по проведению соревнований, возможность возведения временных арен;

перевод проведения юношеских Олимпийских игр на нечетные годы с 2023–го;

налаживание контактов с профессиональными лигами для того, чтобы в Играх участвовали лучшие спортсмены планеты;

включение запрета на сексуальную дискриминацию в Олимпийскую хартию;

ограничение возраста индивидуальных членов МОК 70 годами с введением исключений по итогам голосования на сессии, но не более чем на 4 года;

учреждение олимпийского телеканала.

Фото Владимира ШЛАПАКА, РЕЙТЕР.

s_kanashyts@sb.by

Советская Белоруссия №236 (24617). Четверг, 11 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter