Тесты на тесты

Отечественная система образования на удивление быстро перешла на тестирование Затевая полтора года назад поистине революционный переворот в приемной кампании, его организаторы как минимум два срока готовились отражать упреки всех категорий участников экзаменационной страды.
Отечественная система образования на удивление быстро перешла на тестирование Затевая полтора года назад поистине революционный переворот в приемной кампании, его организаторы как минимум два срока готовились отражать упреки всех категорий участников экзаменационной страды. Ведь новые правила приема на 2004 год, принятые в декабре 2003-го, вынудили срочно перестраиваться и выпускников, и школьных учителей, и вузы с их подготовительными курсами, и даже частных репетиторов. Основной залп критики приняло на себя тестирование, как обязательное централизованное, так и внутривузовское, которое новые правила предписали проводить вместо традиционных экзаменов. У всех были свои резоны, причем убедительные. Школы утверждали, что нельзя за одну четверть «натаскать» на тесты детей (особенно если учесть, что и большинство учителей их в глаза не видели), которые одиннадцать лет учились писать диктанты, сочинения и изложения, а также высказывать мысли вслух. Вузы опасались, что за тестами они не рассмотрят творческий потенциал абитуриентов (впрочем, разговоры на эту тему ведутся давно, с того момента, как у выпускников появилось право заявлять сертификаты вместо экзаменов). Абитуриенты, правда, ничего не говорили, зато судорожно метались в поисках пособий, тестовых сборников и подкованных в тестировании репетиторов. Даже Республиканский институт контроля знаний, который по субординации не должен обсуждать вышестоящие приказы, и тот сомневался в безболезненности столь решительного перехода к обязательному централизованному тестированию. Горячие споры велись едва ли не до самой вступительной кампании, до нее же вносились поправки в правила (например, в последний момент решили-таки оставить тестирование по языкам не для всех выпускников, а только для будущих абитуриентов). Не обошлось и без накладок – участники вступительного марафона 2004 до сих пор с содроганием вспоминают дни, когда они носились по Минску в поисках свободных мест на ЦТ. В общем, по всем народным приметам выходило, что буря уляжется не скоро. Однако не прошло и года, как все чудесным образом переменилось. Абитуриенты-2005 деловито готовятся уже ко второму (профильному) экзамену в виде тестирования. Школы практично интересуются, по каким словарям и сборникам лучше тренировать выпускников. А вузы, еще недавно пытавшиеся отстоять право поглядеть своим потенциальным студентам «в глаза» (и в 2005 году оно им предоставлено), и вовсе отменили экзамены на остродефицитных специальностях, заменив их зачислением по сертификатам. Картина столь разительно отличается от прошлогодней, что есть повод присмотреться к ней внимательней. Со школами и абитуриентами все понятно: музыку в приемной кампании «заказывают» не они, примут решение завтра сдавать единый тест по математике на японском языке – будут готовиться. Прошлогодний родительский и педагогический шок по поводу того, что многие отличники и претенденты на медали не получили высоких баллов, тоже прошел: все очень быстро разобрались, что тестовые задания хоть и охватывают программу школы, но явно не простой средней. А с 6 баллами по языку очень даже можно поступить на какую-нибудь не слишком дефицитную специальность… (Куда больше было претензий к внеконкурсному набору, который частично отменен в новом году.) Однако главным моментом истины централизованного тестирования стал, если можно так сказать, психологический. И дело не только в том, что во время приемной кампании 2004 года правоохранительные органы не выявили ни одного случая взяточничества (тогда как еще в 2003 году за нечистых на руку подчиненных летели ректорские головы). Просто осознание того, что в одной аудитории с твоим ребенком сидит сын высокого чиновника… И его работу будет проверять незнакомый бесстрастный компьютер… И никакой звонок ему не сделаешь, ручкой с нужными чернилами ошибку не подправишь… Оно, как говорится, дорогого стоит. Кстати, на последней коллегии Министерства образования, посвященной как раз предстоящему ЦТ-2005, один из выступавших – заведующий отделом образования одного из районов Витебской области сделал весьма симптоматичное признание. Впервые попав на тестирование, сказал он, я понял, что ничем не смог бы помочь даже собственному ребенку… Очевидно, по этой же причине обеими руками ухватились за тестирование вузы. И вслед за медицинскими приняли решение проводить на остродефицитных специальностях конкурс сертификатов, устранив свои приемные комиссии от экзаменов. Как задушевно сказал на той же коллегии еще один выступавший, страна наша красивая, богатая, но, к сожалению, очень небольшая. В смысле того, что любого ректора можно «достать» хоть звонком, хоть личным посещением. И одно дело думать, как отказать, а другое – сказать совершенную правду: «Я бы, Иван Иванович, с дорогой душой, да выше сертификата не прыгнешь…» Недоверие на приязнь вузы сменили и еще по двум весьма важным причинам. Первая состоит в том, что в прошлом году многие из них впервые проводили экзамены по своим, внутривузовским тестам. И убедились, что РИКЗ делает их профессиональнее и «круче». Во всяком случае, разговоров о том, что централизованные тесты просты и легки (после единичных десятибалльных оценок на сотню тысяч абитуриентов) больше не возникает. Более того, многие вузы не поленились провести мониторинг успеваемости студентов, которые поступили в прошлом году исключительно по сертификатам. И обнаружили, что она приближается к заветным 100 процентам! Придумайте, как говорится, лучше. Вторая причина более меркантильна. В 2004 году значительно сократилось количество апелляций – этой «головной боли» всех приемных комиссий. Но не потому, что иссякли желающие их подавать. Как известно, процедура проведения централизованного тестирования не предполагает рассмотрения апелляций от абитуриентов, которые уверены, что они ответили правильно, а ком-пьютер ошибся. Как честно признался на той же коллегии директор РИКЗ Николай Феськов, они все-таки показали работы почти тысяче наиболее настойчивым абитуриентам и их родителям. Ни один, если верить директору, не ушел не согласным с ранее выставленной оценкой. Так что же, да здравствует тестирование, всеобщее и поголовное, как единственно верное средство отобрать лучших и заодно избавиться от социальных «болячек» приемной кампании? Не все, однако, так просто. Ну, во-первых, данный вид экзамена подходит действительно не для всех вузов и специальностей, и не только творческих: вероятность того, что по тестам на дефектологический факультет может запросто поступить абитуриент с патологическими дефектами речи, не столь уж анекдотична. Во-вторых, при всем своем совершенстве централизованное тестирование пока не может выявить одаренность либо творческий потенциал абитуриентов: не всякий победитель олимпиады сдаст (и сдавал) свой предмет на высшую отметку на ЦТ. И дело не только в том, что в белорусских тестах пока нет так называемой творческой части С – ее при наличии средств как раз можно осилить. Просто пока наша вступительная кампания нацелена на отбор абитуриента, буквально «накачанного» знаниями. Тестирование, которое выполняет заказ вузов, делает то же самое, только в гораздо более жестком варианте. Но, как говорится, музыку пока просят такую. И вот здесь, на мой взгляд, возникает одна небезопасная тенденция. А именно – соблазн сделать результаты тестирования одновременно и оценкой работы школы. Легко, удобно, наглядно. Хотя объективно ли – большой вопрос, если тестирование все-таки проводится по программам вузовской приемной кампании, а не школьной выпускной. Раньше этот разрыв мы заполняли репетиторами (которые, кстати, никуда не делись). Теперь наметилась тенденция возложить его преодоление на школу. Чем это грозит? Родители не дадут соврать, что сегодня тесты как средство проверки знаний начинаются едва ли не с первых классов. Причем все, как у взрослых: много вопросов, мало времени, за которое надо выбрать (подчеркнуть) правильные варианты ответов. По теме, пройденной вчера, четверть, год назад… При таком режиме ни о каком развивающем компоненте обучения речи идти не может. Наши дети и так не очень хорошо говорят, излагают свои мысли на бумаге, решают практические задачи и увязывают полученные знания с окружающей их повседневной жизнью… Так может, школу все-таки не надо торопиться оценивать по результатам тестирования, равно как и ей мерить тестами своих учеников?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter