Тесты любят подготовленных...
19.09.2006 01:00:00
Тестовые шкалы
Они выполняют важную дифференцирующую роль в проведении вступительных испытаний. В мировой практике чаще всего встречаются 100- и 1000-балльные шкалы. Так, в известном Международном исследовании компетентности школьников применяется 1000-балльная шкала с параметрами 500 (среднее) и 100 (стандартное отклонение). Причем значения выше 800 встречаются крайне редко (менее чем в 1% случаев). Как известно, Республиканский институт контроля знаний использует 100-балльную шкалу оценки результатов тестирования. Специалисты РИКЗа считают, что, следуя международной практике и целям абитуриентского тестирования, соотношение содержания тестовых заданий и критерии их оценки в идеале при 100-балльной шкале должно быть в диапазоне 40—60.
Реально полученные графики распределения тестового балла на ЦТ по всем учебным предметам имеют характерный сдвиг в область 30 (ЗЗ)-балльного значения. Это свидетельствует в первую очередь о едином подходе при подготовке тестового материала, единообразии целей и задач, стоящих перед составителями тестов в плане ориентации на дифференциацию по уровню усвоения материала наиболее подготовленных испытуемых. Данные зависимости дополнительно подтверждают оптимальность выбора уровней сложности заданий и отведенного на их выполнение времени.
Наличие абсолютных (100-балльных) результатов даже в пределах 1% количества тестируемых по предмету создаст дополнительные трудности приемным комиссиям при зачислении их на соответствующие специальности и потребует дополнительных мероприятий по конкурсному отбору претендентов.
Подобная ситуация сложилась в ходе вступительной кампании 1993 года в Украине и завершилась срывом конкурса в ряде вузов и запретом на использование ЦТ.
Александр Жук также подчеркнул, что высказываемые в СМИ замечания, что “использование заданий типа А позволяет выявить знания на более поверхностном уровне (так как правильный ответ иногда можно просто угадать, не слишком глубоко усвоив предмет)” — неправомерны. Точно сформулированное тестовое задание с выбором одного ответа из числа нескольких предложенных требует не угадывания, а вдумчивого анализа содержания самого задания, самостоятельного поиска решения на основе имеющихся знаний и активизации интеллектуальной деятельности, сопоставления возможных вариантов решений. И только после этого — аргументированного выбора правильного ответа. Фактом, опровергающим тезис об угадывании, является реальное выполнение тестов. Например, по математике более 1700 человек “не угадали” ни одного задания.
О так называемой сложности тестовых заданий
Основная цель тестирования — это ранжирование абитуриентов для сопоставления их подготовленности в определенной области знаний, используя нормативно-ориентированный подход, построенный на статистических методах обработки результатов. В данном случае педагогические тесты выступают прежде всего как средство оценивания знаний или уровня подготовленности их участников. Любое упрощение заданий не изменит положения тестируемого относительно других в общем списке претендентов конкурса, а может привести к результатам, по которым невозможно будет составить рейтинговый список абитуриентов, участвующих в конкурсе при поступлении в вуз или ссуз.
Можно представить ситуацию, если бы под влиянием так называемого фактора сложности были упрощены задания до уровня, когда абсолютный результат (в нашем случае — это 100 баллов) получили хотя бы только 10% участников. В данном случае по итогам текущего года только по белорусскому и русскому языкам, а также математике было бы по 10 тыс. соискателей студенческих билетов. Учитывая государственные планы набора студентов и возможности учебных заведений, на абсолютное большинство специальностей прием студентов через централизованное тестирование был бы сорван. Из числа “успешных” абитуриентов приемным комиссиям пришлось бы организовывать второй тур испытаний, а централизованное тестирование превратилось бы в дорогостоящую игру для абитуриентов.
Сложность заданий является относительной характеристикой и зависит от особенностей выборки тестируемых и с учетом других обстоятельств — цели тестирования, требований учебных программ и других факторов. Задания конкретны, не предусматривают приблизительных ответов, что позволяет быстро находить верное решение. Подготовленные абитуриенты указанные задания выполняют в короткое время без особых затруднений.
В текущем году снижение среднего значения тестового балла по всем предметам объясняется не столько сложностью заданий, сколько относительно низкой подготовкой отдельной части абитуриентов. Так, если в предыдущие годы абитуриенты ссузов и поступающие на заочные и вечерние отделения вузов имели право участвовать (по желанию) в централизованном тестировании, то в текущем — они обязаны проходить вступительные испытания именно в виде ЦТ. К сожалению, необходимо отметить, что уровень подготовки этой части абитуриентов, как показывают результаты экзаменов предыдущих лет, значительно ниже тех, кто окончил школу в год испытаний.
Об авторском коллективе
В разработке тестовых заданий и вариантов тестов в 2006 году участвовали более 120 преподавателей вузов (11 докторов наук и 74 кандидата), 40 высококвалифицированных учителей школ (с высшей и первой категорией). Экспертные группы — 30 преподавателей вузов (25 докторов и кандидатов наук), 10 высококвалифицированных учителей школ (с высшей и первой категорией) обеспечили экспертизу тестовых заданий и тестов.
Апробация тестов проводится ежегодно в ходе пробного и репетиционного тестирования на репрезентативно построенной выборке. Формирование выборки проводится из числа учащихся, слушателей подготовительных отделений и студентов первого курса высших учебных заведений (первый семестр). В 2006 году апробирование проводилось в общеобразовательных, профильных и лицейских классах на базе 56 учебных заведений. Студенты выбирались из числа первокурсников 12 вузов, вступительные испытания в которые проводились по апробируемым предметам. Общее число участников по каждому учебному предмету составило около 1 тыс. человек.
В ходе пробного тестирования 2006 года были подкорректированы структуры тестов и время их выполнения. Например, в тест по математике в 2006 году для проверки содержания по пяти обширным разделам школьного курса алгебры, геометрии и математического анализа включено 25 заданий (5 уровней усвоения учебного материала) и увеличено время работы до 150 мин. Опытным путем определено оптимальное время, за которое хорошо подготовленные абитуриенты в состоянии справиться с тестом. Часть А — 15 заданий требует 35—40 минут на выполнение, часть В — 10 заданий требует более 115 минут. За указанный промежуток времени около 5% участников успевали не только решить задания, но и тщательно проверить выполненные задания. Общественное неудовлетворение результатами централизованного тестирования объясняется не только недопониманием принципиальных отличий нормативно ориентированного теста от других форм педагогических измерений (включая критериально ориентированные тесты), но и тем фактом, что 2/3 абитуриентов, не став студентами, связывают свои неудачи с результатами ЦТ.
Об оплате за тестирование
Александр Жук высказал мнение, что плата за проведение тест-испытания пошла бы на пользу некоторым абитуриентам, так как они чувствовали бы ответственность за принятое решение и не торопились с выбором вуза. Он подчеркнул, что в нынешнем году из 474 тыс. 802 человеко-тестов прошло только 433 тыс. 549, при этом 41 тыс. человеко-тестов не было выполнено. Это означает, что около 10% абитуриентов не явились на испытания.
В связи с этим первый замминистра добавил, что самыми организованными показали себя выпускники профильных классов. Он подчеркнул, что именно они первыми подавали документы для прохождения централизованного тестирования, они же первыми забирали сертификаты и без особых “метаний” сдавали заявления в вузы или ссузы. Так что обучение в профильных классах способствует лучшей организации и профориентации будущих специалистов. Кстати, среди участников районных, областных, республиканских и международных олимпиад встречается много учащихся профильных классов.
Современное образование в Беларуси, считает Александр Жук, должно строиться на нескольких основных позициях — качество на всех ступенях обучения, высокий уровень профессионализма педагогических работников, внедрение новейших технологий в процесс обучения, а также поддержка одаренных и талантливых учащихся, воспитание молодежи в духе патриотизма и любви к Родине. В следующей пятилетке в Беларуси будут созданы условия для максимального выявления талантливых учащихся среди сельских школьников, обязательно будет рассмотрен вопрос о возвращении в стены вузов “школ юных”. Работа на базе БГУ таких школ, как юный математик или филолог, показывает их перспективность. Учителей, которые работают с талантливыми детьми, будут поощрять как морально, так и материально.