Тесты любят подготовленных...

Республиканским институтом контроля знаний проведен анализ прошедшего нынешним летом централизованного тестирования В 2006 году одномоментно по отдельным предметам в централизованном тестировании участвовали более 100 тыс. человек. Всего вступительную кампанию в вузы и ссузы выдержали более 120 тыс. юношей и девушек. Из них у 18 абитуриентов при сдаче тестирования был 100-балльный результат, а неудовлетворительные оценки в нынешнем году при сдаче тестов получили 33 тыс. 818 человек. Об этом сообщил первый заместитель министра образования Александр ЖУК. Рассказывая об итогах проведения централизованного тестирования, Александр Жук подчеркнул, что Республиканским институтом контроля знаний уже проведен полный анализ прошедшего летом ЦТ. И результаты проведенного сотрудниками РИКЗа анализа, по мнению Александра Жука, выявили ряд интересных фактов.

Тестовые шкалы
Они выполняют важную дифференцирующую роль в проведении вступительных испытаний. В мировой практике чаще всего встречаются 100- и 1000-балльные шкалы. Так, в известном Международном исследовании компетентности школьников применяется 1000-балльная шкала с параметрами 500 (среднее) и 100 (стандартное отклонение). Причем значения выше 800 встречаются крайне редко (менее чем в 1% случаев). Как известно, Республиканский институт контроля знаний использует 100-балльную шкалу оценки результатов тестирования. Специалисты РИКЗа считают, что, следуя международной практике и целям абитуриентского тестирования, соотношение содержания тестовых заданий и критерии их оценки в идеале при 100-балльной шкале должно быть в диапазоне 40—60.
Реально полученные графики распределения тестового балла на ЦТ по всем учебным предметам имеют характерный сдвиг в область 30 (ЗЗ)-балльного значения. Это свидетельствует в первую очередь о едином подходе при подготовке тестового материала, единообразии целей и задач, стоящих перед составителями тестов в плане ориентации на дифференциацию по уровню усвоения материала наиболее подготовленных испытуемых. Данные зависимости дополнительно подтверждают оптимальность выбора уровней сложности заданий и отведенного на их выполнение времени.
Наличие абсолютных (100-балльных) результатов даже в пределах 1% количества тестируемых по предмету создаст дополнительные трудности приемным комиссиям при зачислении их на соответствующие специальности и потребует дополнительных мероприятий по конкурсному отбору претендентов.
Подобная ситуация сложилась в ходе вступительной кампании 1993 года в Украине и завершилась срывом конкурса в ряде вузов и запретом на использование ЦТ.
Александр Жук также подчеркнул, что высказываемые в СМИ замечания, что “использование заданий типа А позволяет выявить знания на более поверхностном уровне (так как правильный ответ иногда можно просто угадать, не слишком глубоко усвоив предмет)” — неправомерны. Точно сформулированное тестовое задание с выбором одного ответа из числа нескольких предложенных требует не угадывания, а вдумчивого анализа содержания самого задания, самостоятельного поиска решения на основе имеющихся знаний и активизации интеллектуальной деятельности, сопоставления возможных вариантов решений. И только после этого — аргументированного выбора правильного ответа. Фактом, опровергающим тезис об угадывании, является реальное выполнение тестов. Например, по математике более 1700 человек “не угадали” ни одного задания.
О так называемой сложности тестовых заданий
Основная цель тестирования — это ранжирование абитуриентов для сопоставления их подготовленности в определенной области знаний, используя нормативно-ориентированный подход, построенный на статистических методах обработки результатов. В данном случае педагогические тесты выступают прежде всего как средство оценивания знаний или уровня подготовленности их участников. Любое упрощение заданий не изменит положения тестируемого относительно других в общем списке претендентов конкурса, а может привести к результатам, по которым невозможно будет составить рейтинговый список абитуриентов, участвующих в конкурсе при поступлении в вуз или ссуз.
Можно представить ситуацию, если бы под влиянием так называемого фактора сложности были упрощены задания до уровня, когда абсолютный результат (в нашем случае — это 100 баллов) получили хотя бы только 10% участников. В данном случае по итогам текущего года только по белорусскому и русскому языкам, а также математике было бы по 10 тыс. соискателей студенческих билетов. Учитывая государственные планы набора студентов и возможности учебных заведений, на абсолютное большинство специальностей прием студентов через централизованное тестирование был бы сорван. Из числа “успешных” абитуриентов приемным комиссиям пришлось бы организовывать второй тур испытаний, а централизованное тестирование превратилось бы в дорогостоящую игру для абитуриентов.
Сложность заданий является относительной характеристикой и зависит от особенностей выборки тестируемых и с учетом других обстоятельств — цели тестирования, требований учебных программ и других факторов. Задания конкретны, не предусматривают приблизительных ответов, что позволяет быстро находить верное решение. Подготовленные абитуриенты указанные задания выполняют в короткое время без особых затруднений.
В текущем году снижение среднего значения тестового балла по всем предметам объясняется не столько сложностью заданий, сколько относительно низкой подготовкой отдельной части абитуриентов. Так, если в предыдущие годы абитуриенты ссузов и поступающие на заочные и вечерние отделения вузов имели право участвовать (по желанию) в централизованном тестировании, то в текущем — они обязаны проходить вступительные испытания именно в виде ЦТ. К сожалению, необходимо отметить, что уровень подготовки этой части абитуриентов, как показывают результаты экзаменов предыдущих лет, значительно ниже тех, кто окончил школу в год испытаний.
Об авторском коллективе
В разработке тестовых заданий и вариантов тестов в 2006 году участвовали более 120 преподавателей вузов (11 докторов наук и 74 кандидата), 40 высококвалифицированных учителей школ (с высшей и первой категорией). Экспертные группы — 30 преподавателей вузов (25 докторов и кандидатов наук), 10 высококвалифицированных учителей школ (с высшей и первой категорией) обеспечили экспертизу тестовых заданий и тестов.
Апробация тестов проводится ежегодно в ходе пробного и репетиционного тестирования на репрезентативно построенной выборке. Формирование выборки проводится из числа учащихся, слушателей подготовительных отделений и студентов первого курса высших учебных заведений (первый семестр). В 2006 году апробирование проводилось в общеобразовательных, профильных и лицейских классах на базе 56 учебных заведений. Студенты выбирались из числа первокурсников 12 вузов, вступительные испытания в которые проводились по апробируемым предметам. Общее число участников по каждому учебному предмету составило около 1 тыс. человек.
В ходе пробного тестирования 2006 года были подкорректированы структуры тестов и время их выполнения. Например, в тест по математике в 2006 году для проверки содержания по пяти обширным разделам школьного курса алгебры, геометрии и математического анализа включено 25 заданий (5 уровней усвоения учебного материала) и увеличено время работы до 150 мин. Опытным путем определено оптимальное время, за которое хорошо подготовленные абитуриенты в состоянии справиться с тестом. Часть А — 15 заданий требует 35—40 минут на выполнение, часть В — 10 заданий требует более 115 минут. За указанный промежуток времени около 5% участников успевали не только решить задания, но и тщательно проверить выполненные задания. Общественное неудовлетворение результатами централизованного тестирования объясняется не только недопониманием принципиальных отличий нормативно ориентированного теста от других форм педагогических измерений (включая критериально ориентированные тесты), но и тем фактом, что 2/3 абитуриентов, не став студентами, связывают свои неудачи с результатами ЦТ.
Об оплате за тестирование
Александр Жук высказал мнение, что плата за проведение тест-испытания пошла бы на пользу некоторым абитуриентам, так как они чувствовали бы ответственность за принятое решение и не торопились с выбором вуза. Он подчеркнул, что в нынешнем году из 474 тыс. 802 человеко-тестов прошло только 433 тыс. 549, при этом 41 тыс. человеко-тестов не было выполнено. Это означает, что около 10% абитуриентов не явились на испытания.
В связи с этим первый замминистра добавил, что самыми организованными показали себя выпускники профильных классов. Он подчеркнул, что именно они первыми подавали документы для прохождения централизованного тестирования, они же первыми забирали сертификаты и без особых “метаний” сдавали заявления в вузы или ссузы. Так что обучение в профильных классах способствует лучшей организации и профориентации будущих специалистов. Кстати, среди участников районных, областных, республиканских и международных олимпиад встречается много учащихся профильных классов.
Современное образование в Беларуси, считает Александр Жук, должно строиться на нескольких основных позициях — качество на всех ступенях обучения, высокий уровень профессионализма педагогических работников, внедрение новейших технологий в процесс обучения, а также поддержка одаренных и талантливых учащихся, воспитание молодежи в духе патриотизма и любви к Родине. В следующей пятилетке в Беларуси будут созданы условия для максимального выявления талантливых учащихся среди сельских школьников, обязательно будет рассмотрен вопрос о возвращении в стены вузов “школ юных”. Работа на базе БГУ таких школ, как юный математик или филолог, показывает их перспективность. Учителей, которые работают с талантливыми детьми, будут поощрять как морально, так и материально.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter