Тестирование без тайн

Задача тестирования — составить рейтинг, а не выставить отметки

Увы, есть вопросы по результатам централизованного тестирования, ответы на которые приходится давать из года в год. Касаются они якобы низких средних баллов по экзаменам, а также того, в чем секрет успеха на централизованном тестировании. Такие замечания, в частности, прозвучали в одном из последних блицопросов газеты «Рэспубліка».

Так, абитуриентка, «получившая 60 баллов по русскому языку», утверждала, что ее успех — это результат уже имеющегося опыта старшей сестры, предложившей свою помощь при подготовке к экзамену.

Позволю себе усомниться в такой расстановке приоритетов. Наши наблюдения и анализ результатов испытаний показывают, что только успешная работа в школе приводит к высоким результатам на централизованном тестировании. Об этом говорит (в этом же опросе) и воспитатель одного из детских садов Минска, дочь которой получила 85 баллов по русскому языку в текущем году. Полностью согласен с ее утверждением: «Если добросовестно учиться, то и при поступлении проблем не будет». Эту же мысль высказала и золотая медалистка клецкой школы № 1 Кристина Головко, выполнившая задания теста по белорусскому языку с результатом 100 баллов. Свой успех Кристина объясняет хорошим школьным образованием и говорит «огромное спасибо учителю белорусского языка Людмиле Соловей».

Получать знания и своевременно устранять имеющиеся ошибки надо в процессе обучения, а не во время отбора абитуриентов для их зачисления в высшие учебные заведения. Ведь, согласитесь, поздно учиться правильной артикуляции при отборе дикторов радио и телевидения, никто не учит держать осанку на подиуме во время кастинга претендентов на вакантные места в модельные агентства. Этому учатся заранее в специальных школах.

Для моральной подготовки абитуриента нашим институтом в течение всего учебного года проводится три этапа репетиционного тестирования. Это позволяет не только получить психологический опыт, но и диагностировать уровень своих знаний на момент проведения репетиционного тестирования с последующей работой над ошибками.

Далее абитуриентка сокрушалась, что она не может раскрыть «военную тайну» института и «посмотреть свою работу после проверки».

Но ведь как до, так и после проверки работа абитуриента (а это бланк ответов) не претерпевает никаких изменений после того, как абитуриент закончил работу и сдал ее организаторам тестирования в аудитории. Правильность ответов выверяет машина. Конечно же, ошибки она не правит. Что в таком случае даст демонстрация бланка?

Вместе с тем проанализировать ошибки возможно. С этой целью мы ежегодно (!) до окончания сроков приема документов в высшие учебные заведения издаем сборники тестов по всем 14 предметам с «ключами» (ответами на каждое задание тестов всех 10 вариантов). Сборники текущего года появятся в продаже через несколько дней. Следовательно, каждый участник испытаний может самостоятельно или с учителем проанализировать свои же ошибки.

Неверной я назвал бы постановку вопроса о слишком низком среднем балле этого года. Так как задача централизованного тестирования — производить отбор абитуриентов для их зачисления в высшие учебные заведения, то наиболее уместным было бы спросить у участников опроса: насколько результаты централизованного тестирования текущего года и предыдущих лет позволяют произвести качественный отбор абитуриентов исходя из их уровня подготовки?

Напомню еще раз, что задача тестирования — составить рейтинг абитуриентов от 1 до 100 по уровню знаний, а не выставить отметки, как в школе. Пока мы этого не поймем, так и будем думать, что 31 балл на ЦТ по белорусскому языку — это школьная тройка, а 21 — это двойка и т.д.

Николай ФЕСЬКОВ, директор УО «Республиканский институт контроля знаний»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter