Тесть на зятя осерчал…

Корреспонденты «СГ» вместе с оперслужбой Лепельского РОВД проехались по злачным местам и разбирались в семейных драмах
НАБИРАЯ «102», вряд ли многие задумываются, как изнутри выглядит подразделение милиции, принимающее звонки и заявления от людей. День с оперативно-дежурной службой Лепельского РОВД оказался очень насыщенным...


Старший оперативный дежурный ОДС Лепельского РОВД Юрий СИНЮШКИН и начальник ИВС Василий ОВСЯННИКОВ отмечают на карте маршрут, насколько быстро группа доберется на место по тревожному сигналу.

Телефон без кнопок

На посту — старший оперативный дежурный Юрий Синюшкин. Рабочий график здесь сутки через двое, в 8.30 уже начинается инструктаж заступающих на смену, объясняет он мне. Докладывают оперативную обстановку — что произошло за два последних дня и ночи. Юрий Синюшкин и его помощник отвечают на звонки. В сутки на пульт поступает в среднем от 10 до 25 звонков:

— В жару было больше, а сейчас спад. Большинство противоправных действий связано с алкоголем. Люди звонят, когда у них случается беда, поэтому нам хочешь не хочешь, но приходится быть еще и психологом.


Участковый инспектор Илья КОЗЛОВ: «Глотнул спиртного на улице — получай протокол».

Вечером накануне нашей командировки стадо коров порвало заграждение и вышло на 175 километре автодороги Минск — Витебск возле деревни Поречье. Одна погибла, из-за нее пострадали две автомашины. Летом примерно на этом несчастливом километре погиб пастух. На него наехал не сбавивший вовремя скорость водитель.

С утра звонков немного — два мелких ДТП, двое обязанных лиц не вышли на работу. Старший оперативный дежурный и его помощник разбираются с поступившими заявлениями, организуют розыск пропавших, подсказывают посетителям райотдела, куда обратиться… Кстати, жалобы бывают и анекдотичные — например, слишком ярко светит фонарь в окно или во дворе кричат кошки. Милиция передает их в ЖЭС или энергетикам, чтобы проверили. Еще недавний случай. Ограждение порвали коровы и ушли куда глаза глядят, а рядом — оживленная трасса. А сегодня на столе два заявления от мам, уже давно не получающих алименты на своих детей, назначенные по суду.

В распоряжении Юрия Синюшкина две следственно-оперативные группы, состоящие из сотрудников райотдела, а также Следственного комитета и Госкомитета судебных экспертиз. В одной из смен Лепельского РОВД отец может направить на происшествие собственного сына. Старший оперативный дежурный Василий Малявка в этом году мог бы уйти на пенсию, но продолжил службу. А его сын Андрей пришел работать после Академии МВД оперуполномоченным отделения уголовного розыска:

— Самый первый мой выезд — заявление матери о пропаже сына, мол, мальчик исчез, помогите. Начали поиски, опросили знакомых и довольно быстро пропажу нашли. В состоянии сильного алкогольного опьянения.

— А сколько лет мальчику?

— Да под пятьдесят…

Вызов принят!

Оживает рация — на пульт дежурного поступил вызов. Едем с участковым инспектором Ильей Козловым и милиционером-водителем Евгением Шайтором на помощь в деревню Двор Бабчин — там что-то не поделили зять с тестем, разгорается пьяная драка. Участковый по дороге вспоминает, как во время одного из выездов едва не лишился жизни по вине пьяного дебошира. Звонила бабушка из деревни Крупенино, где всего-то около пяти жилых домов. Приехали за тридцать километров, а все соседки к тому времени собрались в доме пожилой сельчанки, сын которой разбил дверь. 

— Заявление писать будете?

— Буду!

Сел участковый за стол, а вокруг гомонят всполошенные подруги пострадавшей. И вдруг — тишина. Чудом Илья Николаевич успел обернуться и подставить в качестве защиты увесистый портфель с документами. Одуревший хулиган бросился на него с ножом, и только быстрая реакция уберегла его.

Бывает всякое. Однажды позвонили из деревни, где жил сельчанин с психиатрическим диагнозом. Вышел на прогулку с топором, перепугав всю округу до смерти. Милицейская машина с группой в шлемах и бронежилетах выехала мгновенно…

Что ожидает в деревне Двор Бабчин? Ведь до кровопролития может довести полная ерунда. К примеру, в Гродно на днях нетрезвый приятель пырнул подругу ножом в живот за то, что она пожалела ему тарелку супа. А в Слуцком районе совсем недавно тем же «оружием» в живот получил пенсионер, причем подозревают в этом его пасынка. Грозился отправить на тот свет топором мать и сестру пьяный в Гродненском районе – те не пожелали дать денег на добавку нетрезвому сельчанину. Разобраться в хитросплетении улиц непросто, а уже торопят по рации.

— Ночные вызовы в маленькие деревни самые сложные, — признается Евгений Шайтор. — Попробуй еще найти нужный дом, когда спросить не у кого. 

Мы на месте. Подвыпивший и буянивший тесть сразу сникает при виде милиционеров. Илья Николаевич терпеливо выслушивает обе стороны. Выяснилось, что дом родители подарили молодым, а сами переехали в соседнюю деревню. Отец запил, пришел к дочке и потребовал у зятя везти его на рыбалку, что тот делать категорически не желал. В итоге разгорелась ссора с выяснением, кто здесь настоящий хозяин, едва не переросшая в побоище. К счастью, первое образование у участкового инспектора педагогическое. Он терпеливо мирит обе стороны. «Правонарушения нет, поэтому мы стараемся просто изолировать конфликтующих», — объясняет он свою тактику.

Всего за десять минут

К нашей группе быстрого реагирования мы присоединились примерно в полдень, и к тому времени на их счету был всего один выезд: врач «скорой» вызвал группу по факту смерти немолодого лепельчанина.

— Группа обязана прибыть на вызов в течение десяти минут, если это в городе, — заранее предупредил нас Юрий Владимирович. 

Помогают при необходимости реагировать на звонки и коллеги из Департамента охраны. На этот раз сотрудники департамента первыми заметили пьяного, лежавшего возле остановки, и отвезли в РОВД. Если подобное повторится трижды за год, участковый может подготовить документы для направления «героя» в ЛТП. 

Около пяти вечера едем по «злачным» местам. У магазина рядом с автовокзалом мужичок в рабочей спецовке откупорил бутылку «плодово-ягодного» и опустошал ее. Илья Николаевич составляет протокол. Вину нарушитель признал. Ехал, мол, на велосипеде с «шабашки», решил расслабиться, а дома жена не даст…

— Каждый раз объясняю им: не я вас ловлю, сами себя загоняете в пропасть… — комментирует участковый. Штраф — от 0,1 до 8 базовых величин, если привлекают к ответственности впервые. За второй раз — от 2 до 15 базовых величин или административный арест.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

По данным пресс-службы МВД, за восемь месяцев этого года в оперативно-дежурные службы райотделов поступило более 1 миллиона 41 тысячи обращений, примерно на 59 тысяч меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Меньше заявлений и сообщений о преступлениях — их зафиксировано около 175 тысяч (в прошлом году за восемь месяцев было более 186 тысяч), в среднем в сутки поступает около 720 таких сигналов. Больше всего звонков и обращений в милицию приходится на Минск и Минскую область — около 281 тысячи и 183 тысяч соответственно, на третьем месте Гомельщина со 146 тысячами заявлений и обращений с января по август.

КОМПЕТЕНТНО

Александр ДУРАНОВ, начальник Лепельского РОВД:

— Оперативно-дежурная служба — это лицо нашего отдела, по действиям сотрудников судят о работе милиции. Раскрытие преступлений по «горячим следам», своевременная помощь и человеческое участие — таковы основные принципы. Около 87 процентов правонарушений в нашем районе — это кражи, часто в них косвенно виноваты сами потерпевшие, оставляющие вещи без присмотра. Особенно это касается лодок и велосипедов.

…Возвращаемся в Лепель в темноте, а оперативной группе пора на новый вызов — что-то не поделили муж с женой… «Вызов принят!» — отвечает дежурному милиционер-водитель, и снова в путь.

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter