Результаты белорусских школьников на PISA оказались выше средних показателей

Тест на практику

Каждые три года Международная программа по оценке образовательных достижений учеников (PISA) проверяет, как 15-летние школьники из разных стран могут применить полученные за партой знания на практике. Весной 2018 года Беларусь впервые приняла участие в исследовании, и вчера в Париже подвели итоги. Прокомментировали набранные белорусскими учениками баллы и наши специалисты во время пресс-конференции в БЕЛТА.

Фото:  БЕЛТА

С 2000 года PISA тестирует учеников по трем направлениям: математические навыки, чтение и понимание текстов, а также навыки в естествознании. Причем каждый год одному из них придают чуть большее значение, и на этот раз выбор пал на чтение. В каждой стране в мониторинге участвует не менее 5000 15-летних учеников, исключение делается лишь для очень маленьких государств, например, Люксембурга или Исландии. А главная особенность исследования — жизненные вопросы. К примеру, в этом году школьники среди прочего выясняли… можно ли лечить курицу аспирином. Организаторы теста подчеркивают: результаты — это не рейтинг стран, а лишь попытка определить, какой должна быть самая эффективная образовательная система.

Итак, оценку знаний прошли около 600 тысяч школьников из 79 стран и экономик. Кроме нас, в тестировании было еще 6 новичков: Босния и Герцеговина, Бруней, Марокко, Саудовская Аравия, Украина и Филиппины. От Беларуси двухчасовой тест писали 5830 старшеклассников из 236 школ, выборка учебных заведений была случайной и объективной. В итоге в список попали 176 школ, 27 гимназий, 6 лицеев, 13 ссузов и 14 учреждений профтехобразования. И первый блин, вопреки прогнозам скептиков, не оказался комом: по всем позициям наши школьники попали в середину списка, обогнав многих бывалых участников. Как подчеркнул заместитель министра образования Александр Кадлубай, для дебюта мы показали очень достойный результат, выше, чем Россия во время первых четырех циклов ее участия. В итоге в чтении у белорусских подростков 474 балла. Столько же у Исландии, чуть больше у Литвы, Венгрии и Италии (по 476 баллов), а немного ниже в списке — Израиль и Люксембург (470). Примечательно, что средний показатель всех стран-участниц в этом направлении — 454 балла, то есть на 20 пунктов меньше.

По математическим навыкам у наших школьников 472 балла (средний показатель — 459), столько же у Мальты, строчкой выше — США (478 баллов), а чуть ниже — Хорватия (464). Что касается естествознания, то у нас 471 балл (средний — 458), немного обогнали школьники из Хорватии (472 балла), зато впереди Украины (469). К слову, по всем трем направлениям самые высокие результаты оказались у Китая (555, 591 и 590 баллов соответственно), Сингапура (549, 569 и 551) и Макао (525, 558 и 544). Интересно, что по итогам тестирования 2015 года абсолютное лидерство было у Сингапура.

Есть у нас также другие поводы для гордости: результаты белорусских гимназий и лицеев по всем направлениям исследования оказались сопоставимы с результатами Сингапура, Японии и Финляндии, хорошие показатели в Беларуси и по доступности образования в городских и сельских школах.

В ближайшее время предстоит тщательный анализ итогов, которому, напоминает Тигран Шмис — старший специалист в области образования Всемирного банка, посвящен целый раздел в рамках проекта модернизации системы образования в Беларуси. Ведь самое важное — именно реакция на результат, импульс для развития.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter