Тест на экстремальность,или Пять советов профессионала, как выжить в снежном плену

Так получилось, что 15 марта, когда в Беларуси разбушевался ураган “Хавьер”, Сергей Овчинников, руководитель столичной школы экстремального вождения, оказался в самом эпицентре дорожных “приключений” — на трассе М1 (Брест — Москва).

Так получилось, что 15 марта, когда в Беларуси разбушевался ураган “Хавьер”, Сергей Овчинников, руководитель столичной школы экстремального вождения, оказался в самом эпицентре дорожных “приключений” — на трассе М1 (Брест — Москва). В беседе с Сергеем корреспондент “НГ” попытался проанализировать уроки, которые преподнесла стихия автолюбителям в этот день.

— О приближении урагана со снежной метелью синоптики предупредили, но наши люди часто надеются на авось, создавая проблемы себе и другим, — отметил в начале беседы Сергей Овчинников. — Ведь по большому счету ничего катастрофического не ожидалось, это не цунами и не извержение вулкана, нужно было только всем ответственно подойти к ситуации. Если говорить об автомобилистах, то тем, кто мог в этот день отказаться от поездки, нужно было это сделать.

К сожалению, я не мог в тот день отказаться от поездки в Москву, поэтому вместе с товарищами стал участником и очевидцем развернувшейся снежной эпопеи. Однако, зная, что нас ожидает, мы подготовились к путешествию. Запаслись лопатами, залили полный бак топлива и запасную канистру в 20 литров, припасли горелку, взяли термосы, сделали запас еды и питья. Позаботились и о теплой одежде, чтобы можно было переодеться в сухое, на случай, если придется копать снег и пропотеть. К тому же мы ехали на полноприводном автомобиле Subaru Outback, довольно мощном и с хорошей проходимостью. Мы оказались в снежном плену в районе Борисова. Нам повезло, что через два часа перед нами проехал джип Toyota Land Cruiser и мы по его следу пробились через заносы. Видели заторы, видели большую аварию, в которой горел грузовик. Видели и взаимопомощь водителей, самоотверженность сотрудников ГАИ и МЧС.

Перед поездкой я пытался выяснить обстановку на дорогах и столкнулся с тем, что в свободном доступе такой информации нет. А она должна быть, чтобы человек реально оценивал сложность ситуации. И вообще, думаю, в таких экстремальных случаях мало оповещать людей, нужно им разъяснять, чем каждый рискует, садясь в такой день за руль. И, конечно, учить людей, как вести себя в случае, если они окажутся в снежном плену.

 Как себя вести в экстремальной ситуации зимой

Первое. Не рисковать в подобной ситуации и отказаться от поездки, если есть хоть малейшая возможность.

Второе. Если от поездки отказаться нельзя, запастись всем необходимым. При этом понимать: если у вас малолитражка или машина с задним приводом, то шансов добраться до цели у вас меньше, чем у владельцев полноприводных авто.

Третье. Стараться выяснить ситуацию на дорогах: через сотрудников ГАИ, в интернете, у таксистов или дальнобойщиков, которые имеют возможность общаться с коллегами по рации или мобильнику. Выбрать оптимальный маршрут, осознавая, что центральные трассы и лучше содержат, и быстрее очищают. И не ехать туда, где заведомо не проедете.

Четвертое. Если вы попали в снежную пробку, то должны знать, как согреться, развести костер, подогреть пищу. Даже такой нюанс — если вы греетесь в стоящей машине, то нужно поставить ее так, чтобы выхлопные газы относило ветром в сторону, иначе можно просто отравиться, сидя в салоне.

Пятое — это навыки вождения в зимних условиях: умение преодолевать на коротких участках снежные заносы с разгона. Допустим, в машине хорошие шины, но если она застряла, а водитель начинает резко газовать, то он не выедет, а закопается в снег и посадит авто “на брюхо”. Застрявшую машину нужно уметь “раскачать” и таким образом выехать. При этом необходимо знать, что механическая коробка передач — это одно, а автоматическая — другое. В первом случае следует пользоваться сцеплением, а во втором — тормозом, иначе можно очень быстро сломать коробку передач. Обязательно надо иметь под руками то, что можно подложить под колеса, когда машина застряла. В крайнем случае воспользоваться ковриками из салона. И самое главное — не делать на дороге того, чего вы не умеете делать. Меня часто спрашивают: “А как обгонять фуру по полосе, занесенной снегом?” Задаю встречный вопрос: “Вы умеете это делать?” — “Нет”. — “Значит, и не делайте этого!”  Это как раз тот случай, когда тише едешь — дальше и здоровее будешь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter