ТЕСТ: как много в этом слове...

Вступительная кампания в высшие и средние специальные учебные заведения не за горами Цена теста сегодня очень высока, ведь удача или поражение на централизованном тестировании — это в конечном итоге судьба абитуриента. В нынешнем году поступающим в вузы придется сдавать в приемные комиссии сертификаты по двум предметам: русскому или белорусскому языку и одному профильному.

Вступительная кампания в высшие и средние специальные учебные заведения не за горами

Цена теста сегодня очень высока, ведь удача или поражение на централизованном тестировании — это в конечном итоге судьба абитуриента. В нынешнем году поступающим в вузы придется сдавать в приемные комиссии сертификаты по двум предметам: русскому или белорусскому языку и одному профильному.

Вопросов по проведению тестирования остается много, причем возникают они не только у самих поступающих, но и у тех, кто должен их подготовить к такой форме проверки знаний. В Академии последипломного образования прошел семинар для учителей русского языка. Там они могли получить ответы на все вопросы: как на общие, так и на технические (как правильно заполнить бланк ответов и т.д.). С большим интересом они слушали выступление директора Республиканского института контроля знаний Министерства образования Николая Феськова. Что и понятно, ведь представилась возможность из первых уст услышать о “правилах игры” этого года. Объемы ЦТ значительно выросли: если в 2003 году было выдано 82 тысячи сертификатов, то в 2004-м — почти 332 000. Примерно половина из них (145 тысяч) — обязательное тестирование по языкам. Эта система, подчеркнул Н.Феськов, позволяет объективно определить уровень подготовки всех претендентов на студенческие билеты. Еще один положительный момент, который касается сельских выпускников. Если в 2003 году, например, в Минском медуниверситете было всего 8 процентов поступивших, которые закончили сельскую школу, то в прошлом, в связи с тем что в медицинских вузах все три экзамена проходили в виде централизованного тестирования, — 14 процентов. Значит, тесты помогают искоренить такие явления, как протекционизм, взяточничество. Плюсы ЦТ очевидны, и все же работать еще есть над чем. Николай Степанович отмечает: “В вузах говорят: “Вы не даете нам возможности отобрать творческих детей”. Имеется в виду, что в тестировании предусматриваются только области “А” и “В” и нет “С”, которая включает в себя мини-сочинение, эссе и все прочее, что показывает умение абитуриента размышлять, анализировать, творить. В России, к слову, это есть. Вопрос очень серьезный. Если не ввести такие задания, то школа просто откажется от программ, и там будут учить только тому, что требуется для успешного прохождения тестов. Мы можем дать выпускникам эту область. Но проблема в другом: необходимы сотни экспертов, которые должны работать отнюдь не на общественных началах...” Думается, что истина, как всегда, посередине. Например, в БГУ на ряде факультетов (кстати, новшество затронуло и некоторые творческие факультеты) вступительные экзамены пройдут только в форме централизованного тестирования: третьим будет тестирование по дисциплине “Человек. Общество. Государство”, которое проведет Республиканский институт контроля знаний. Здесь следует отметить, что тем учебным заведениям, в которые будут представлены все три сертификата, разрешается проводить зачисление по 100-балльной системе. Но этот и другие вузы сохраняют и обычные экзамены. На семинаре было подчеркнуто, что программа института рассчитана прежде всего на то, чтобы ранжировать абитуриентов. Это, к сожалению, не все учителя и управленцы понимают. Выпускник имеет право принимать или не принимать участие в ЦТ. В минувшем году 20 процентов сертификатов оказались невостребованными, потому что в некоторых районах всех “загоняли” на тестирование. Но ведь для тех, кто не собирается поступать в средние и высшие учебные заведения (а это процентов 20 выпускников), остаются традиционные школьные экзамены. В минувшем году в вузы не принимались документы с оценками 0, 1, 2, сохранилась такая норма и в этом году. Ее, считает Николай Феськов, нужно отменить. Не допуская такого выпускника к участию во вступительном конкурсе, мы нарушаем его гражданские права. Как и в минувшем году платное тестирование будет проходить в крупных городах на базе высших учебных заведений. Бюджетное — в районах. Это слишком дорогое удовольствие, ведь фельдъегерской почтой нужно доставить в райцентр 25—35 заданий. Но поскольку речь идет о перевозке детей, такой подход остается. К слову, “местное” тестирование вызывает немало нареканий. Сама в прошлом году слышала от родителей детей из областных центров, что чем дальше в глубинку, тем больше десяток. Есть в районах товарищи, которые желают узнать результаты “до того”. И это беспокоит институт контроля знаний. Можно скомпрометировать хорошую идею. В России, например, появилось выражение “синдром Адыгеи”. Там в 2003 году результаты тестирования были выше, чем Санкт-Петербурге... Абитуриентам следует помнить, что регистрация участников тестирования на добровольной основе заканчивается за 3 дня, а на бюджетное — за 10. И еще “новинка сезона”: поступающие в средние специальные учебные заведения сдают только сертификаты. В нынешнем году сохранились две группы вузов. В первой — БГУ, БГЭУ, БНТУ, все вузы МЧС, МВД, Министерства обороны, а также культуры и искусства. Все остальные — во второй. “Заканчивается тестирование 7 июля, — подчеркивает Н.Феськов. — До 12-го все нужно обработать (а это примерно 150 тысяч человек), выдать сертификаты, чтоб выпускники успели до 15-го подать документы вместе с сертификатами в вузы первой группы. Так что работать придется в напряженном режиме”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter