Инженеры-протезисты раскрыли секреты своей работы

Тест-драйв для коляски

Около 170 000 человек — именно столько пациентов ежегодно обращается в Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр. Здесь разрабатывают новые протезные изделия из инновационных полимерных и композитных материалов. Они проходят клинические испытания и имеют соответствующие сертификаты. Испытанию изделий в центре уделяют большое внимание. Здесь есть своя аккредитованная лаборатория и специалисты, которые тестируют новинки, прежде чем запускать их в массовое производство. Корреспондент «Р» приобщилась к редкой профессии.

Алексей Шайбак: «Стараемся делать протезы не только функциональные, но и удобные».

Обувь  на  разрыв

Поднимаемся в испытательную лабораторию. Здесь испытывают все средства реабилитации, которые выпускаются предприятием, — от нательного белья до электроколясок. Задача — подтвердить качество изделия, прежде чем ставить его производство на поток. 

Специалист, занимающийся испытанием протезно-ортопедических изделий, изучает их конструкции, разбирает, собирает, регулирует испытываемые узлы, тестирует их в разных условиях, выявляет дефекты и конструктивные недоработки, — загибая пальцы на руке, очерчивает круг обязанностей представителя этой профессии главный инженер Белорусского протезно-ортопедического восстановительного центра Игорь Холопица. — По возможности специалист надевает испытываемые изделия, чтобы проверить их функциональность и взаимодействие различных узлов и механизмов. 
Первым делом замечаю висящий на стене испытательной лаборатории гигрометр. Этот прибор определяет влажность воздуха. Он здесь неспроста. Испытания проводятся в определенных методиками климатических условиях. 

Заведующий испытательной лабораторией Сергей Макареня вводит меня в курс дела:

Сначала изготавливается опытный образец. Мы его тщательно тестируем. Находим недочеты — отправляем на доработку. И так до тех пор, пока образец не будет соответствовать всем требованиям.

Качество ортопедической и профилактической обуви проверяют на «разрывной машине».

На специальной установке начинаем тестировать новую инвалидную коляску. Кладем в нее груз весом сто килограммов, что примерно равно весу взрослого человека. Сергей Макареня запускает платформу, которая начинает наклоняться. И так до тех пор, пока коляска не опрокидывается. 

— Показатель немаловажный, ведь люди с ограниченными возможностями сталкиваются с разными дорожными условиями. Кстати, на этой же платформе проверяем и исправность тормозной системы коляски.

Пока специалисты заносят в базу результаты первых тестов, испытываемую коляску уже переместили на следующую платформу. На ней крутятся два больших барабана с несколькими выступами. Эти выступы имитируют неровную поверхность дороги. В течение следующих полутора недель коляска будет крутиться на этих барабанах, то и дело налетая на выступы. Затем инженеры ее осмотрят и оценят прочность. Но и это далеко не все. Уже запущенная в серийное производство продукция тщательно тестируется, в том числе на качество сварки и сборки.

Качество ортопедической и профилактической обуви проверяют здесь же. Делают это на «разрывной машине». Грозное название установка получила неспроста: на ней  закрепляют фрагмент обуви и тянут в противоположные стороны, пока не порвется. 

Сергей Макареня твердой рукой разрезает новенькие ботиночки на фрагменты, параллельно объясняет:

— Кожа, нитки, клей... Тщательно тестируем каждую составляющую. Прежде чем отшить партию ортопедической обуви, проверяем разные виды материала на прочность. Берем заготовки и рвем их на нашей машине. Динамометр показывает, какой материал прочнее. Эти данные передаем технологам. 

Достойная  замена

Тем временем инженеры-протезисты центра проектируют, изготавливают и тестируют самые современные протезы. Специалисты досконально знают, как взаимодействуют все части испытываемых изделий, основы анатомии и биомеханики движений человека, причины возникновения дефектов в процессе испытаний и способы их устранения. И еще много всего, в чем неспециалисту разобраться крайне тяжело.

В испытательной лаборатории на специальной платформе специалисты тестируют новую инвалидную коляску.

Алексей Шайбак , инженер-протезист:

— Мы следим за новостями в области протезирования. Все последние инновации стараемся оперативно внедрить, чтобы у наших клиентов были самые передовые протезы.

Алексей работает протезистом более восьми лет. Специализируется на протезах верхних конечностей: косметические, активные, рабочие, биоэлектрические… Тип протеза — дело сугубо индивидуальное. Все зависит от потребностей конкретного человека. Одному важен внешний вид протеза, другому — его функционал. Главная задача — максимально реабилитировать пациента в социальную среду. 

Стараемся делать протезы не только функциональными, но и удобными, — Алексей Шайбак демонстрирует детский протез, разрисованный розовыми звездочками. — Внутри — силиконовая вставка. Благодаря ей протез можно носить на голое тело. И никаких громоздких креплений! Особенно удобно для детей. Когда решили освоить эту технологию, выбрали пациентов и предложили им протестировать новинку. Спустя несколько месяцев, получив высокие отзывы, внедрили в массовое производство.

Ввиду анатомических особенностей тела протез — вещь индивидуальная. Потому испытывают его на самом заказчике. Механик протезно-ортопедических изделий Манук Мануков поэтапно объясняет процесс:

— Это немецкая технология. Сначала по слепку делаем примерочную гильзу. Далее собираем протез и надеваем его на заказчика. Гильза прозрачная, поэтому мы можем видеть, как плотно она сидит и как в ней работают мышцы. Там, где это необходимо, устраняем огрехи. Пациент ходит с протезом несколько часов или даже дней. Походить в кабинете по ровному полу — это одно. На улице — совершенно другое. У нас в центре создана среда, как на улице: лестницы, бордюры, каменистые поверхности. Пациенты отрабатывают на них каждое движение.

Ввиду анатомических особенностей тела протез — вещь индивидуальная. Поэтому тестирует его сам заказчик.

Время на изготовление протеза — от 2 до 3 месяцев. В итоге он должен сидеть как влитой. Не менее важно научиться пользоваться искусственной конечностью. Неправильно выработанный двигательный стереотип приведет к хромоте или травмам при падении. Все это инструктор по физкультурно-оздоровительной работе Белорусского протезно-ортопедического восстановительного центра Павел Герасимчик знает не понаслышке. Он, к слову, одним из первых в нашей стране тестирует на себе новинки в области протезирования:

— У меня ампутация бедра. Двадцать лет уже… Допустим, наши инженеры планируют внедрить новый тип коленного узла. Устанавливают его на мой протез. Я в нем хожу, смотрю, как он себя ведет, описываю свои ощущения. Дальше вместе с инженерами обсуждаем, как можно улучшить технологию и стоит ли внедрять ее у нас. 

Павел стал первым в нашей стране обладателем купального протеза на бедро. Для него как человека, который тренирует детей с ограниченными возможностями в бассейне, такой протез — вещь необходимая. 

Павел Герасимчик:

Особенность изделия в том, что оно не боится влаги, ведь все металлические узлы скрыты. В таком протезе можно смело отправляться и в баню, и на рыбалку.

Специалисты центра признаются, что открыты новым идеям: когда в области протезирования появится очередная новинка, максимально быстро ее освоят. А прежде тщательно протестируют, чтобы у людей с ограниченными возможностями были не только продвинутые, но и надежные протезы. 

gorbatenko@sb.by

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter