Тест для фликера

ГАИ провела эксперимент на безопасность
За последние три дня за появление на проезжей части (вне пешеходных переходов) без cветоотражателей оштрафовано ни много ни мало 535 человек. С одной стороны, нарушителей наказывают рублем ради их же собственной безопасности. С другой... А обеспечивают ли эту самую безопасность светящиеся маячки? Неожиданно выяснилось, что вопрос — далеко не риторический...

Все началось со звонков растерянных пешеходов в ГАИ. «Говорите, фликер — гарантия безопасности, — возмущался житель Минского района, вдруг с удивлением обнаруживший, что его приобретение лишь слабо мерцает в пучке света фар, вместо того чтобы во весь голос сигнализировать: «Осторожно, пешеход!» — Да эту точку не заметишь даже в бинокль, не то что невооруженным водительским глазом. Зачем агитировали?!» Выяснилось, что немощный световозвращающий элемент приобретен не у бабушки из–под полы, а вполне легально — в магазине. Самое время было задуматься над природой загадочного превращения спасительного аксессуара в пустышку. Случай — не частный. Риск нарваться на кота в мешке велик.

Ночь. Трасса. Одинокий путник. Аварийная ситуация. Об этой закономерности сегодня знает каждый школьник. Больше года Госавтоинспекция настойчиво агитировала потенциальных виновников подобных ДТП стать заметнее в темноте. И надо отдать должное упорству стражей дорожного порядка — они таки добились своего. Разноцветных значков, наклеек и браслетиков, призванных в ответственный момент уберечь пешехода и предупредить водителя, в торговой сети — на любой вкус. Более того, продукция пользуется спросом. И каждый покупатель абсолютно уверен: светящийся во тьме маячок — надежный талисман. Честно говоря, до поры до времени и я без всякой задней мысли активно скупала веселящие глаз сердечки, кружочки и звездочки. Мало ли что: доведется припоздниться за городом — обозначу себя для встречных машин, как того требуют правила дорожного движения. Увы, недавно сама убедилась: не все, на что приклеена этикетка «световозвращающий элемент», на деле им является. А почему?

— Обязательной сертификации световозвращающая продукция не подлежит, — прояснил ситуацию заместитель начальника отдела научно–методического и правового обеспечения управления ГАИ МВД Анатолий Сушко. — Нет аккредитованной лаборатории для проведения испытаний на соответствие световозвращающих материалов существующим стандартам. Соответственно отсутствует и должный контроль за качеством.

Однако пока на должных уровнях будут приняты нужные решения — песня долгая. На днях Госавтоинспекция провела свой фликер–тест. В качестве испытуемых образцов инициаторы акции выбрали продукцию шести производителей. Роль пешеходов исполнили сотрудники ГАИ, за руль пригласили журналистов. Эксперимент проводился в реальных дорожных условиях — трасса, ночь и при полной анонимности (названия фирм стали известны лишь после подведения итогов экзамена на светоотражающую способность). Иными словами, упрекнуть организаторов в предвзятости нельзя. А результаты «опыта» наводят на серьезные размышления. В аутсайдерах — нагрудные значки УП «Альграфияпресс». В темноте они заметны водителю лишь за 92 метра. А это означает, что пешеход, которому навстречу несется автомобиль, скажем, со скоростью 100 километров в час, обречен: остановочный путь займет в среднем не менее 106 метров. Это если сухо и безветренно. А если асфальт скользкий, как стекло, тормозить придется намного дольше. При этом на этикетке «световозвращателей» значится: значки светятся на расстоянии 400 метров. А это уже, простите, явный обман потребителя.

Лучший результат показало предприятие, чьи повязки и термоаппликации способны возвращать свет с 270 метров. Этого расстояния, по мнению специалистов в сфере дорожной безопасности, водителю вполне достаточно для спасительного маневра. Да и цена у «лидеров» приемлемая — от 850 до 2.400 белорусских рублей. Во всяком случае, жизнь несравненно дороже.

Но если уж всерьез говорить о безопасности, самый беспроигрышный вариант — это одежда со вставками из световозвращающего материала. В такой экипировке вас заметят гораздо быстрее, чем с одиноким фликером на поясе или груди. К сожалению, светящиеся костюмы — большой дефицит. Их массовый выпуск, похоже, — дело даже не завтрашнего дня. А пока рынок насыщен малоэффективными подделками, логично ли в этом случае считать отсутствие фликера нарушением?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter