- Владимир Путин и Александр Лукашенко поставили перед промышленниками Союзного государства задачу сформировать единую промышленную политику. С чего начнем?
- Интересный вопрос. Промышленная политика на государственном уровне проводится только в Беларуси. Там принят ряд программных документов по развитию промышленности.
Мы в прошлом году тоже сделали первый шаг в этом направлении - приняли закон «О промышленной политике в РФ». Но он не работает, поэтому экономика не развивается: вместо импортозамещения идет снижение объемов производства во всех отраслях промышленности.
Так что до реализации наказа наших президентов о совместной экономической и промышленной политики пока далеко. Сегодня нужно унифицировать законодательство Беларуси и России так, чтобы они не мешали нашим странам развиваться. Но когда в государствах разные денежные единицы - между белорусским и российским рублем очень высокая курсовая разница, - сделать это непросто.
Прежде чем унифицировать законодательство и найти баланс интересов, нужно унифицировать валюту и расчеты делать в ней.
Нельзя забывать и о Евразийском экономическом союзе, в который недавно вошли Армения и Киргизстан. Подобные вопросы необходимо согласовывать и с этими странами.
Но главная проблема, на мой взгляд, в том, как уравнять в правах регулируемую и нерегулируемую экономики. В Беларуси - большой государственный сектор, который заметно влияет на регулятивные функции внутренней экономики. У нас все регулирует рынок. Поэтому прежде всего необходимо ввести в России государственное регулирование в сфере экономики, тогда будет проще решать вопросы унификации законодательства и интеграции наших экономик.
- Что мы теряем от несогласованности промышленной политики?
- Перечислить все потери невозможно, но несколько примеров приведу. Отсутствие единой промышленной политики чревато дублированием инвестиционных проектов и ведет к ненужным затратам.
В Беларуси, например, гидромеханическая трансмиссия уже разработана, а в России соответствующее решение только готовится. Зачем тратить на это время и деньги, когда мы можем обратиться за помощью к белорусам? То же и с производством оптоволоконного кабеля, который Россия почему-то закупает за рубежом, хотя он есть у соседа.
К сожалению, нам не удалось реализовать несколько крупных интеграционных проектов в области автомобилестроения. Мы так и не создали автомобильный холдинг «Росбелавто» с участием МАЗа и КамАЗа. Не объединили усилия Минского завода колесных тягачей и корпорации «Ростехнологии», минского «Интеграла» и «Российской электроники», минского «Пеленга» и структур «Роскосмоса», «Гродноазот» и «Еврохим».
Из-за неспособности договориться российские и белорусские автомобилестроители уступают свой рынок грузовых автомобилей иностранным конкурентам, теряя миллиарды рублей. Это не по-хозяйски.