Террор в Москве

В Московском метрополитене взорваны две бомбы. По предварительным данным, погибли 38 человек. Еще десятки людей получили ранения...

В Московском метрополитене взорваны две бомбы. По предварительным данным, погибли 38 человек. Еще десятки людей получили ранения.


Александр Лукашенко от имени белорусского народа и себя лично выразил соболезнования и слова сопереживания и поддержки Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву, всем родным и близким погибших в результате взрывов в Москве на станциях метрополитена «Лубянка» и «Парк культуры», сообщает пресс–служба Президента.


...Утром Москву накрыла волна паники. Понедельник в российской столице и так традиционно день тяжелый: на городских улицах в центр — автомобильные пробки, в метро привычная для утреннего часа пик давка, суета и раздражение. Но после взрыва на станции «Лубянка» около восьми утра всеми овладело одно настроение — в город пришел страх.


«Ты как? Все нормально?» — кто мог дозвониться друзьям и родственникам, облегченно переводили дух. Но очень быстро телефонные сети перестали выдерживать напор звонков и эсэмэсок. Через сорок минут на той же «красной» ветке — на станции «Парк культуры» — прозвучал второй взрыв.


Мощность взрыва на станции метро «Лубянская» составила около двух килограммов в тротиловом эквиваленте. По предварительным данным, взрывное устройство привел в действие террорист–смертник, сообщил прокурор Москвы Юрий Семин. По его словам, аналогичный взрыв произошел и на станции метро «Парк культуры».


Как выглядели последствия второго взрыва, видела лично. От дома подъехала на маршрутке, по Крымскому мосту прошла до «Парка культуры» пешком. Навстречу шли те, кто, несмотря ни на что, торопился на работу и хотел туда добраться непременно на метро, — к соседней «Октябрьской» станции. Их понять было несложно. Хотя московские власти оперативно отреагировали на трагедию, сразу по горячим следам транспортниками был создан оперативный штаб, никакие бесплатные автобусы не могли заменить метро.


Наблюдала, как недалеко от входа на станцию «Парк культуры» приземлился вертолет, в который быстро погрузили раненых. Винтокрылая машина взмыла в серое городское небо птицей надежды — над пробками и нашим страхом. Вертолеты были нужны спасателям только утром, когда движение в городе еще «жесткое»: к пострадавшим станциям подъезжали и уезжали от них автомобили спецтранспорта — «скорые», милицейские авто, фургоны с затемненными стеклами разных спецслужб.


Еще на подходе к станции я была удивлена тем, что автомобильный затор, который образовался на Садовом кольце, как–то быстро «растянули» по переулкам: вероятно, на водителей все же подействовал призыв ГАИ не выезжать по возможности в центр. Впервые видела, что никто из автомобилистов не пытался подрезать и обгонять, мешая «скорым». Складывалось впечатление, что уже никто никуда не спешил.


— Это просто чудо, — не может отойти от потрясения дочь подруги, студентка МГУ. — Я ведь каждое утро перехожу на «Парке культуры» с «кольцевой» на «радиальную», чтобы ехать на учебу! А сегодня утром мне нужно было перед занятиями зайти в книжный магазин за учебными пособиями для семинара. Мама, когда про взрыв услышала, позвонила, велела возвращаться домой!..


Я тоже перевела дух, потому что Аня и ее ежедневный маршрут мне пришли в голову первыми: «красная» ветка — это МГУ, Академия народного хозяйства при правительстве РФ, МГИМО и другие учебные заведения... К слову, есть данные, что почти половина пострадавших при взрывах в Московском метро — молодые люди...


Мои собеседники, с которыми я говорила о ЧП, не были в эпицентре взрывов, просто находились рядом в этот временной отрезок. Их накрыло не столько взрывной волной, сколько паникой, страхом и чувством незащищенности перед террором. Пострадавших, когда я подошла к станции «Парк культуры», уже увезли. Их доставили в московские больницы, и там с теми, кто был в сознании, работали следователи. Журналистов в больницу не пускали: каждая деталь, штрих могут помочь следствию, и некоторые сведения пока относятся к оперативным.


Надо сказать, что когда прошел первый эмоциональный шок от случившегося, стали звучать взвешенные оценки специалистов о том, что утренние московские взрывы — это хорошо спланированная террористическая атака. Так расценили взрывы представители спецслужб, сравнив их с прошлыми терактами в столичной «подземке».


Основной версией следствия остается предположение, что взрывы — это дело рук террористов–смертников. Не исключается, что бомбы могли быть приведены в действие с помощью мобильного телефона. В ФСБ России заявляют о шахидках, сообщается, что на месте взрыва в метро найдены фрагменты двух тел террористок–смертниц. По крайней мере, говорят, что одна из них была черноволосой. Кроме того, по некоторым данным, спецслужбы получили с камер видеонаблюдения в метро не только изображения самих смертниц, но и якобы сопровождавших их женщин славянской наружности. Появилась версия, что шахидки «спустились с гор» и в Москве ориентировались плохо, поэтому не доехали до метро «Октябрьская», где размещается центральное здание МВД. Трудно сказать, насколько эти версии жизненны и не направлены на отвлечение общественного мнения. Покажет время и следствие. Но совершенно понятно, что взрыв на «Лубянке» — это прямой вызов спецслужбам.


Как уже сообщило CNN, ответственность за организацию взрывов в Московском метро взяли на себя чеченские сепаратисты. Соответствующее заявление размещено на одном из экстремистских сайтов.


Взрывы в Московском метро


11 июня 1996 года на Серпуховской линии Московского метро был совершен террористический акт. 4 человека погибли, 12 госпитализированы.


1 января 1998 года на станции «Третьяковская» Московского метрополитена произошел взрыв. Трое сотрудников метрополитена госпитализированы с ранениями различной тяжести.


5 февраля 2001 года на станции метро «Белорусская–кольцевая» сработало самодельное взрывное устройство мощностью около 200 граммов тротила. 20 человек получили ранения.


6 февраля 2004 года в Москве на Замоскворецкой линии на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» во втором вагоне поезда произошел взрыв. 41 человек погиб, около 250 — ранены.


31 августа 2004 года у станции метро «Рижская» произошел взрыв самодельного взрывного устройства, совершенный террористкой–смертницей. В результате погибли 10 человек.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter