Найдены неизвестные автографы Купалы и Коласа, фельетон Богдановича

Территория высокого

Найдены неизвестные автографы Купалы и Коласа, фельетон Богдановича

Может, кому–то и кажется, что о классиках мы знаем все... На самом деле открытия и находки случаются постоянно.


Вот давайте о них и поговорим.


Государственный литературный музей Янки Купалы


Недавно здесь приняли посетителей два зала экспозиции, где впервые рассматривается подцензурная деятельность Янки Купалы, даются протоколы допросов поэта 1930 года. А еще директор музея Алена Лешкович рассказала о ранее неизвестных автографах Купалы — дарственных надписях на книгах и на фотографии, которые поэт в декабре 1935 года подарил русскому писателю Алексею Новикову–Прибою.


— Эти автографы передала музею дочь Новикова–Прибоя. Она отдыхала в Беларуси, посещала наш музей, и мы попросили ее пересмотреть архив отца. И спустя какое–то время получили бандероль. В ней были книги с автографами Я.Купалы — теплыми словами в адрес Новикова–Прибоя. Очевидно, что эти книги, как и фотография, дарились во время празднования 30–летия творческой деятельности нашего классика. Любопытно, что дарственная надпись на книге «Песнi будаўнiцтва» — 1935 года, а книга издана в 1936–м. Возможно, это был сигнальный экземпляр или книгу издали ранее запланированного как подарок к юбилею автора.


Государственный литературный музей Якуба Коласа


Сегодня посетитель может здесь выиграть в викторину музейный «банкнот» под названием «каласы», дающий право посещения филиалов музея, получить на память открытку с изображением классика и своим собственным, записать стихотворение Коласа в своем исполнении на диск. Посещение кабинета писателя сопровождается «саундтреком», имитирующим последний день его жизни в 1956 году: шаги, телефонные звонки, радио и так далее. В филиале «Альбуть» появилась «Хатка бабкi–знахаркi», где знакомят с рецептами народной медицины и даже угощают лечебными настоями. А о том, как нашлись новые автографы Коласа, директор музея Зинаида Комаровская говорит с особым волнением:


— На «круглом столе» учреждений, носящих имя Якуба Коласа, была представительница витебского театра. Оказалось, за несколько месяцев до его смерти она познакомилась с Коласом в лечкомиссии и у нее хранятся письма писателя и книга с автографом. Я поехала в Витебск, и владелица подарила нам два очень интересных письма. А совсем недавно к нам попало письмо Якуба Коласа, датированное 1937 годом. Он пишет в редакцию, пока не установили в какую, и предлагает поместить в газете свое стихотворение о мае. Принесли нам и два блокнота поэта Николая Сидоренко за 1937 год с черновыми вариантами перевода стихотворений Коласа.


Музей истории белорусской литературы


Самые главные открытия музея, по мнению директора Лидии Макаревич, связаны с тем, что скоро откроется еще один филиал — дом–музей Василя Быкова на даче писателя в Веснянке:


— Самые неожиданные материалы — те, которые расскажут будущим посетителям о писателе не только как о творце, но и как о человеке. Например, о Быкове–автомобилисте. Машины его пока у нас нет, надеемся, что авто станет частью экспозиции. Но множество приспособлений для ремонта машин, которыми пользовался Быков, стопки книг и журналов по автоделу — это для нас на самом деле стало открытием. Есть и рисунки писателя на автомобильную тематику. А еще на даче Василия Владимировича оказалось много географических карт. Перечитав «Доўгую дарогу дадому», можно понять, почему карта вошла в жизнь писателя еще в годы войны, без нее невозможно было в то время и шагу ступить. И карты сопровождали его в течение всей жизни.


Литературный музей Максима Богдановича


На выставке, посвященной 100–летию сборника «Вянок», представлено много уникального, например два послания Максима Богдановича в «Нашу Нiву»: в них есть интересная роспись с завитком. Но главное событие, ставшее знаковым для всей нашей культуры, — неизвестное ранее произведение Богдановича. А именно опубликованный в 1909 году в ярославской газете «Голос» фельетон «Международный чемпионат и ярославцы». В тексте, обнаруженном младшим научным сотрудником Ириной Мышковец, автор иронизирует, что публика отдает предпочтение цирковой борьбе перед более духовными мероприятиями. Текст Ирина обнаружила с помощью интернета:


— Я узнала, что в государственном архиве Ярославской области оцифровали старые периодические издания и разместили в свободном доступе. Богданович с 1908 года жил в Ярославле, окончил там гимназию и юридический лицей, печатался в прессе. И я скачала газеты того периода. Искала подпись Богдановича, его псевдонимы, криптонимы. Один из псевдонимов поэта — Эхо. Установлено, что в 1909 году был опубликован фельетон. Поэтому, когда я нашла еще один фельетон, напечатанный с разбежкой в месяц в той же газете, под той же подписью, предположила, что и автор тот же. Я не текстолог, подробный анализ еще предстоит сделать, но пришла к выводу: можно считать, что этот автор — Максим Богданович.


Итак, вашему вниманию — найденный фельетон Максима Богдановича.


Международный чемпионат и ярославцы


С каждым годом интерес публики к цирку рос все сильнее и больше.


Все — от мала до велика — знали по именам борцов–чемпионов, знали еще, сколько каждый из них весит, какого роста борец, крепок ли у него лоб и какого размера шея.


Всюду — и на бульваре, и в семейных домах, и на службе, и в уютных салонах — только и говорили о том, как один чемпион ловко «ущемил» другого и как этот второй ударил третьего по уху, которое лопнуло...


Мало кого стали интересовать другие увеселения. Одно название «литературно–музыкальный вечер» звучало как–то странно.


Пробовали было отвлечь внимание публики устройством вечера с участием литераторов; но и тут не повезло...


Все слыхали о том, что Е.Н.Чириков писатель, но никто не хотел верить, что он умеет бороться...


Так и не пошли.


А о театре и говорить нечего... Театр пустовал и завидовал цирку.


Подобное отношение ярославцев к гладиаторским зрелищам захватило и нас, и мы отправились — счастливые — смотреть борьбу.


Мы пришли как раз к тому моменту, когда на ковре уже валялись две полуобнаженные фигуры... Борцы возились, обращая нуль внимания на зрителей, и тяжело кряхтели.


Вдруг из толпы раздалось:


— Ногу отдай!


Галерка зашикала, в рядах застучали...


Оказалось, что чемпион Петербурга «Ату его» схватил неправильным приемом чемпиона Финляндии «Я не поддамся». Но последний успел как–то вывернуться и очутился «в партере».


Публика завыла, захлопала браво... Из первых рядов послышался сытый хохот и громкий отзыв.


— Молодец!


— Уж не Гучковский ли? — подумали мы ненароком, но тут же опомнились, что присутствуем лишь на борьбе физической и ни о какой политике здесь речи быть не может... Мало ли что бывает в Думе, где один оратор схватится с другим; например, Родичев с Бобринским. Вообразить все можно!..


Но не успели мы докончить своей мысли; как нашим взорам предстало странное зрелище:


Чемпион Петербурга лежал под чемпионом Финляндии по всем правилам искусства французской борьбы.


Публика неистовствовала, вызывая чемпиона «Я не поддамся». Его противник ругался и махал кулаками. Жюри, в числе которого заседали два фертика–студента, горячо обсуждало скандальный номер. Председатель звонил. Цирк стал походить на Новгородское вече...


— Так вот где свобода собраний! — подумали мы и очутились разом в общем водовороте разыгравшихся страстей... Нам стало понятным, почему все кричат и рады;


— Цирк оказался местом в городе, где был доступен свободный обмен мнений! Для всех без различия возрастов и положений. В особо приподнятом настроении были дамочки...


Но вот борьба окончилась, и мы вышли на улицу.


Не успели отойти и квартала, как нас догнали бежавшие сзади мальчики и с вытянутыми физиономиями любопытно справлялись:


— Скажите, дядя, кто кого положил?..


Мы удивились детскому любопытству и рассказали.


У самых ворот дома нас предупредительно остановил сторож с большой медной бляхой, похожей на луну, и спросил:


— Барин, вы из цирка?


— Да!


— Кто с кем боролся? Кто же кого поборол?


Подошел другой сторож.


Опасаясь навлечь на себя гнев ночных сторожей, мы любезно им рассказали все, что видели, и едва успокоенные пришли домой...


Эхо

Газета «Голос», 1909 год, № 189, с. 3. Рубрика «Маленький фельетон».

 

Не упустите возможности увидеть самое интересное! Поход в литературный музей может стать для вас большим открытием!


Советская Белоруссия №48 (24431). Пятница, 14 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter