ММКФ "Лiстапад-2015": послевкусие

Территория сокровищ

22–й «Лiстапад» закончился. Осталось послевкусие и много поводов для размышлений. Полагаю, что это событие в самых разных аспектах еще долго будет будоражить умы, задавать вопросы для профессионалов и зрителей, для тех, кто его создавал и для тех, кто за ним наблюдал. Вот и «круглый стол» по итогам фестиваля начался с упреков: не так показывали, не так обращались, не так усаживали. К этой традиции, когда один с плошкой, а семеро с ложкой, — не привыкать. За все годы существования претензии были самые разные: от «нечего смотреть» до «чересчур много всего», от «фестиваль для массовой аудитории» до «фестиваль строго для киноманов».

Форум действительно для тех, кто хочет увидеть необычное кино, уловить современные кинотренды, оценить авторские послания и новаторские поиски, почувствовать роскошь общения с мастерами мирового уровня. Какие бы претензии ни предъявлялись, но главными составляющими самого заметного нашего кинопраздника остается именно это — фильмы и диалог с теми, кто сегодня определяет развитие кинопространства. Возможностей для этого было более чем достаточно. Чего только стоит мастер–класс со знаменитым филиппинцем Брийянтей Мендосой, которого называют одним из лучших режиссеров планеты. Фильмы этого автора удостоены наград всех крупных фестивалей мира, за ним признается первенство в открытии того, что прежде было абсолютно незнакомо: новые сюжеты, темы, новый киноязык. Те, кто когда–то видел на «Лiстападзе» его фильмы «Пленник» и «Чрево твое», до сих пор считают это одним из самых ярких впечатлений. В этом году коллекция фестиваля пополнилась его «Ловушкой». Мендоса пристрастен исключительно к национальной жизни — драмам, трагедиям, особенностям жизни человека своей страны. Однако показывает это так, что филиппинские истории становятся не далекой экзотикой, а близкими, понятными, абсолютно своими для любого человека независимо от места проживания и национальности. В абсолютно реалистических повествованиях («Я предпочитаю реалистичность, чтобы все было рассказано как от первого лица») обнаруживаются бесконечные смыслы библейских притч, конкретные сюжеты раскрывают коды общечеловеческих проблем. Быть может, это мастер–класс для нашего кино, где не один год кулуарно и громко обсуждается один и тот же вопрос «Что такое национальное кино?» и уже несколько десятилетий на него нет ответа? Мастер–классом на темы «национальное — общечеловеческое», «дорогое — низкобюджетное», «коммерческое — авторское» были фильмы других признанных мастеров — шведа Роя Андерссона, тайца Апичатпонга Вирасетакуна, румына Корнелиу Порумбойю, китайца Цзя Чжанке, поляка Марцина Вроны.

Экран «Лiстапада» открыл очевидное: уровень финансовых вложений не гарантирует художественного качества, авторское высказывание может быть востребовано и понято в самых аскетичных формах (примером может быть один из призеров фестиваля — фильм «Проект века» молодого кубинского режиссера Карлоса М.Кинтелы), открытия порой совершаются на стыке документального — игрового. Все зависит от главного — уровня размышлений автора, что и доказывают фильмы, удостоенные главных призов фестиваля. Картина «Бараны» исландского режиссера Гримюра Хауконарсона, удостоенная зрительского приза «Бронза «Лiстапада», предложила историю Каина и Авеля наоборот. Своеобразным документальным ремейком похожей истории стала лента «Братья» польского документалиста Войцеха Староконя («Серебро «Лiстапада»), где в реальной и очень непростой истории двоих братьев угадываются смыслы бессмертных притч.

На этой же территории настоящих киносокровищ совсем не незамеченной осталась та часть, которая называется «белорусское кино». Но об этом разговор в другой раз.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 224 (24854). Четверг, 19 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter