Территория равных возможностей

В этом году в Минске появились еще 132 пандуса

Столичным службам предстоит еще немало потрудиться, чтобы сделать Минск безбарьерным

Мостами милосердия можно назвать объекты, создающие условия для свободного перемещения и беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре людей с ограниченными возможностями. Госпрограммой о безбарьерной среде предусмотрено в течение 2007—2010 годов повысить их удельный вес до 50 процентов в целом по республике.

Специальную программу приспособления городской среды разработали и столичные власти. Она принята в 2006 году и рассчитана на 2007—2010 годы. По словам председателя Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Анатолия Ражанца, за неполные три года 930 объектов социальной инфраструктуры оборудованы элементами безбарьерной среды, на эти цели израсходовано более 320 миллиардов рублей. Только в нынешнем году устроены 132 пандуса, 51 пониженный борт, 116 поручней, выполнена контрастная окраска первых и последних ступеней лестничных маршей в 76 подъездах жилых домов…

Но все-таки главная задача в обеспечении равных возможностей, на мой взгляд, — это прежде всего социальная сплоченность. Иначе не сократить дистанцию между здоровыми людьми и людьми с ограниченными физическими возможностями.

…Поверьте, в городской суете ногу можно сломать и на ровном месте. Знаю это не понаслышке. Сама прошла через операции, гипс, костыли, трость, временное ограничение мобильности, медицинскую и социальную реабилитацию. И на личном опыте ощутила, насколько важно, чтобы в подобной жизненной ситуации у человека была возможность не выпасть из социума.

Это очень серьезный вопрос — не только с моральным подтекстом, но и экономическим аспектом: раз государство называет себя социально ориентированным, в нем все должно этому соответствовать — доступность услуг и объектов коллективного пользования, универсальность дизайна, «аптеки для всех», «магазины для всех», «театры для всех», «остановки для всех»…

Территория равных возможностей в Минске еще только начала обустраиваться. Ликвидируются «полосы препятствий» — оборудуются пандусы, реконструируются пешеходные спуски на перекрестках, появляются звуковые сигналы на светофорах и перила над ступеньками у входа в общественные здания… Однако столичным службам предстоит еще немало потрудиться, чтобы повысить уровень социального самочувствия горожан, сделать город общедоступным.

Ведь даже маме с детской коляской сегодня сложно сойти с тротуара при высоком бордюре. А для маломобильных граждан и низкий бордюрный камень становится настоящей непреодолимой преградой. На остановках общественного транспорта и здоровому пожилому человеку с трудом удается широко и высоко шагнуть – с асфальта на подножку автобуса, троллейбуса или трамвая. А как выйти с «нашпигованной металлом» ногой из дверей переполненного салона, если водитель не соблаговолит «причалить» к кромке посадочной площадки? Это равносильно нырянию в пропасть…

Помню, как, отправляясь на работу, я подолгу ждала заветного низкопольного троллейбуса. Можно было доехать до Дома прессы и на прославленной «сотке» по главному проспекту столицы, но кто-то почему-то решил, что все автобусы на маршруте № 100 должны быть в едином стиле: непременно с каскадом ступенек. Для бодрых пассажиров без физических недугов?

«Девушка, возьмите корзину!» — властный возглас дежурного администратора или охранника в торговом зале универсама очень часто останавливал меня у турникета. Приходилось объяснять: невозможно свободно ходить то торговому залу на костылях и с корзиной... Вывод напрашивался сам: значит, нужно выбирать магазинчики попроще. Товаров там меньше, но продавцы сердечнее. Рады каждому покупателю.

При дефиците элементарного сострадания введение новых стандартов и требований для обеспечения нужд людей с ограниченными физическими возможностями так и останется декларацией. Ведь гарантированные государством экономические и социальные права (даже при ограничении жизнедеятельности некоторых членов общества) за­крепляются заботливым участием всех и каждого. Только так, благодаря инфраструктурным проектам, на смену «полосе препятствий» придет настоящая безбарьерная городская среда.

На снимке: председатель ассоциации инвалидов-колясочников Сергей ДРОЗДОВСКИЙ.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter