В ДНР идет подготовка к выборам парламента и главы самопровозглашенного государства

Территория неопределенности

karta.pngРеализация минских договоренностей вкупе с неспособностью официального Киева и непризнанных республик прийти к компромиссу может привести к превращению ДНР и ЛНР в «полноценные» непризнанные государства. Заморозка конфликта в условиях невозможности достичь какого-то взаимоприемлемого решения является в сложившейся ситуации, пожалуй, оптимальным сценарием. Похоже, именно по этому пути события сейчас и развиваются. И если в Киеве и на мятежном Донбассе вновь не возобладает «партия войны», ДНР и ЛНР вполне могут пополнить список непризнанных государств на просторах бывшего СССР.

В ДНР идет подготовка к выборам парламента и главы самопровозглашенного государства. Таким образом, будет оформлена новая система власти, которая окончательно заменит оставшиеся от Украины органы управления на подконтрольных ополченцам территориях.

Чем может обернуться такой сценарий? Вообще, могут ли быть ДНР и ЛНР сколько-нибудь жизнеспособными образованиями? В совокупности ДНР и ЛНР контролируют примерно треть Донецкой и Луганской областей Украины, или порядка 13—14 тыс. квадратных километров. Население подконтрольных ДНР территорий до вооруженного конфликта составляло порядка 2 миллионов 300 тысяч человек, ЛНР – около полутора миллионов человек. На сегодняшний день значительная часть жителей покинула зону конфликта, однако в случае установления долговременного мира многие вернутся к родным пепелищам. Поэтому данные цифры с определенной поправкой в сторону уменьшения могут быть приняты за основу. Для сравнения: территория Приднестровья, с которым чаще всего сопоставляют непризнанные республики Донбасса, составляет около 4 тыс. квадратных километров, а население – немногим более полумиллиона человек.

Если продолжать сравнение с Приднестровьем, то нельзя не признать, что стартовые условия ДНР и ЛНР намного более благоприятные. Основной проблемой Приднестровья является его изолированность от России, на которую изначально ориентировалось это самопровозглашенное государство. Приднестровье зажато между Молдовой и Украиной, отношение которой к этому непризнанному государству всегда было двойственным и неоднозначным. С одной стороны, внешнеполитический курс украинского руководства вынуждал его следовать в русле политики Запада, направленной на поддержание территориальной целостности Молдовы. Вместе с тем порядка трети населения Приднестровья составляют этнические украинцы, многие из которых получили украинские паспорта, что вынуждало Украину соответствующим образом корректировать свой курс в отношении непризнанного государства. Тем не менее угроза блокады со стороны Украины дамокловым мечом висит над Приднестровьем весь период его существования. Однако, несмотря на эти крайне неблагоприятные обстоятельства, Приднестровье, которое в советское время давало 40 % ВВП Молдавии и производило 90 % электроэнергии, смогло сохранить жизнеспособную экономику со значительной долей участия российских и украинских капиталов.

ДНР и ЛНР, взявшие под полный контроль свой участок российско-украинской границы, избавлены от угрозы внешней изоляции. На подконтрольных непризнанным республикам территориях находится значительная часть промышленного потенциала Донбасса, продукция которого может быть востребована на российском рынке. К примеру, практически все, что производилось на одном только Луганском тепловозостроительном заводе, шло на экспорт в РФ. Таким образом, ЛНР и ДНР даже в нынешнем своем виде могут быть вполне жизнеспособными.

С политической же точки зрения непризнанные республики надолго останутся очагом напряженности. Это связано не только со стремлением Украины вернуть восставшие регионы под свой контроль, но и со встречными претензиями ДНР и ЛНР на всю территорию Донецкой и Луганской областей, не говоря о проекте «большой Новороссии», в качестве «зародыша» которой нередко рассматриваются ДНР и ЛНР. А значит, для Украины непризнанные государства могут стать серьезным дестабилизирующим фактором и вызовом, особенно в условиях нынешнего социально-экономического и политического кризиса, являющегося благодатной почвой для развития сепаратистских тенденций.

shimoff@rambler.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter