Терпение трещит по швам. Почему “плачут” стены в многоэтажке и никто с этим ничего не может или не хочет сделать?

Проблемы с жильем у Виктора Емельяновича Асташко из Борисова начались еще в прошлом году. Зашел он как-то на кухню, а там — лужа воды. Первое, что пришло в голову пенсионеру: наверное, отключали свет и разморозился холодильник. Но потом увидел, что вода течет по обоям возле окна. Причем по стенам она добралась даже до ванной и туалета. И вот с тех пор Виктор Емельянович пытается и никак не может решить эту проблему. Когда в конце минувшего лета 84-летнему ветерану пришлось в очередной раз проводить свой вечер на корточках с тряпкой в руках, он не выдержал и написал в “Народную газету”.

Проблемы с жильем у Виктора Емельяновича Асташко из Борисова начались еще в прошлом году. Зашел он как-то на кухню, а там — лужа воды. Первое, что пришло в голову пенсионеру: наверное, отключали свет и разморозился холодильник. Но потом увидел, что вода течет по обоям возле окна. Причем по стенам она добралась даже до ванной и туалета. И вот с тех пор Виктор Емельянович пытается и никак не может решить эту проблему. Когда в конце минувшего лета 84-летнему ветерану пришлось в очередной раз проводить свой вечер на корточках с тряпкой в руках, он не выдержал и написал в “Народную газету”.

— Обидно, что новый потоп произошел в недавно отремонтированной квартире, — сетует Виктор Емельянович. — Устранить последствия первого “наводнения” мне помогла организация “Белбытсервис”, в которой я проработал почти 20 лет. А вот власти города не выделили на эти цели ни копейки, хотя я обращался за помощью. Единственное, что сказали: в бюджете такой статьи расходов нет, мол, вам предоставили ко Дню освобождения Беларуси финансовую поддержку в размере 200 тысяч рублей, на эти деньги и покупайте материалы. А что за них сегодня можно приобрести? И главное, почему я должен из собственного кармана платить за чужие ошибки? Впрочем, ремонт квартиры — дело прошлое. А сейчас Виктора Емельяновича беспокоит одно: не станут ли стыки теперь “плакать” постоянно.

Тем более что заделывать их работники жилищно-коммунальной сферы не очень-то спешили: швы были замазаны только спустя две недели после обращения пенсионера. При этом гарантировать, что в данном вопросе наконец-то поставлена точка, пока никто не может. Заместитель директора по жилищным вопросам УП “Жилье” Владимир Артимович поясняет ситуацию следующим образом: “Межпанельные стыки — вещь очень коварная. Вода может стоять на первом этаже, а трещина находиться на пятом, причем определить причину сразу иногда не представляется возможным. Сейчас необходимо дождаться дождей. Если в квартире ветерана опять будет потоп, мы сделаем ему наружное утепление стен”. Между тем, как выяснилось, проблемы с квартирой в злополучном доме возникли не только у Виктора Емельяновича.

Как только я вышла на улицу, меня тут же окружила толпа жильцов. И жалобы посыпались одна за другой. — Я живу на первом этаже. После того как в подвале проводили ремонтные работы, в туалете постоянно мокрые стены, на них образуется конденсат, — жалуется пенсионерка Надежда Кулик. — Да и на кухне угол вечно сырой, в одном месте даже отвалилась штукатурка, пришлось самой замазывать дыру. — А на нашем этаже в дождь протекает возле электрощитка, а ведь это электричество, в любой момент может быть замыкание, — рассказывает Тамара Приходько из 59-й квартиры. — В сильный дождь вода даже затекает через порог в квартиру.

Кроме того, в одной из комнат становится мокрой стена. Писала в домоуправление еще в июле. Но до сих пор никаких мер не было принято. В ЖЭУ-3 подтвердили, что от семьи Приходько на самом деле в середине лета поступало обращение. Однако устранить причину не удалось из-за... отсутствия материалов. “На крыше необходимо было перестелить рубероид, в старом образовалась небольшая дыра, — поясняет начальник ЖЭУ-3 Наталья Скуратович. — В конце прошлой недели работы произведены”. Однако, согласитесь, не совсем понятно, почему на покупку рубероида понадобился такой большой срок. У Владимира Артимовича на этот счет есть свои аргументы: “72 процента обращений, поступающих от жителей, приходится на жилищно-коммунальную сферу. Причем зачастую люди хотят всего и сразу.

А ведь бюджет не резиновый. Тем более что за коммунальные услуги население сегодня платит, по сути, копейки — менее 40 процентов от общей стоимости. Да и то не регулярно. Сегодня задолженность по этим платежам составляет около 1,7 млрд рублей. В любом случае все вопросы мы рано или поздно решаем, как только появляются средства. Просто иногда нужно набраться терпения и подождать”. Тем не менее в райисполкоме признают, что претензии жильцов дома № 31 на улице Днепровской местным властям знакомы. Причем проблемным, по сути, является весь микрорайон Лядище, где он расположен. — Дело в том, что это территория бывшего военного городка, — отмечает заместитель председателя райисполкома Виктор Сакович. — Здесь встречаются даже постройки 1930—1937 годов.

Из 48 домов, переданных в конце 1990-х в коммунальную собственность, в семнадцати требовался капитальный ремонт с заменой инженерных коммуникаций, отселением жильцов. Кроме того, в двадцати трех зданиях необходимо отремонтировать межпанельные стыки, балконы, отмостки, произвести утепление стен. В общей сложности, чтобы привести в порядок весь жилищный фонд микрорайона, нужно около 25 миллиардов рублей. В то время как на всю сферу ЖКХ в районе предусмотрено 19 миллиардов.

Справиться с этим вопросом собственными силами мы просто не в состоянии. Вполне понятно, что решение многих вопросов упирается в деньги, ведь, действительно, лишних средств сегодня ни у кого нет. Однако Виктор Емельянович Асташко считает, что проблема заключается не только в этом, а в отношении к людям, в умении их слышать и слушать. Когда-то его забыли внести в списки на бесплатную установку счетчиков воды. Вот и теперь ему приходится постоянно напоминать о себе местным чиновникам. Так только ли в финансах проблема? n

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter