Многолетняя борьба мужа с алкоголизмом супруги закончилась трагедией

Терпение под ударом

Бобруйчанину Виктору Сергееву сочувствовали многие: соседи, коллеги по работе. Сам был непьющим, работящим, зато жена Людмила ни дня не могла прожить без спиртного. Напившись, шумела, скандалила, буянила.

Коллаж Олега Попова

Продолжалось это долго, много лет, с каждым годом женщина деградировала. Поначалу перестала работать: куда ее ни пристраивали, отовсюду гнали за пьянки. Затем забросила хозяйство — больше не готовила, не убирала. Муж стал сам распоряжаться деньгами — ведь, попав в руки Людмилы, вся наличность уходила на пьянку.

В отсутствие главы семьи в квартире Сергеевых стали появляться сомнительные компании. Затем пропадать вещи: часть выносила и пропивала сама Людмила, часть воровали нетрезвые приятели.

Когда супруги перешагнули пятидесятилетний возраст, мать семейства и вовсе все чаще стали находить под забором, соседи сообщали домочадцам о местах ее «дислокации». Муж, вернувшись с работы, частенько тащил Людмилу на себе в квартиру. Выросший сын Вадим тоже пытался спасти мать.

И Вадим, и Виктор работали водителями на автопредприятии. Людмила несколько раз проходила процедуру кодирования, но безуспешно. Иногда она срывалась уже на следующий день после сеанса.

Что удерживало под одной крышей таких непохожих людей? Этим вопросом задавались многие. Казалось бы, чего проще: разведись и скинь с себя обузу. Но такая мысль даже не приходила Сергееву в голову. Он был к супруге привязан словно невидимыми нитями. Безропотно содержал ее. Готовил еду. Сын помогал отцу чем мог. Мать считал «человеком неплохим, но безвольным».

Вечер, круто изменивший жизнь семьи, начинался, как многие другие. Придя домой, Сергеев увидел супругу спящей на диване. Попробовал разбудить, в ответ услышал невнятные ругательства: дескать, отстань, дай отдохнуть. Последняя фраза его взбесила. Почему отдохнуть не должен он, только что вернувшийся со смены. Прежде никогда не поднимавший на супругу руку, Виктор надавал Людмиле пощечин и отправился на кухню готовить ужин.

Позже, как обычно, пришел звать ее к столу, но в ответ опять услышал лишь сквернословие. Тут-то он и дал волю накопившимся обидам: несколько раз сильно ударил Людмилу кулаком в живот и покинул комнату. Позже соседка, живущая за стенкой, вспомнила, что в тот вечер слышала какую-то возню, скандал, глухие удары из квартиры Сергеевых.

А по воспоминаниям самого Виктора, после конфликта на него накатила такая апатия, что он и сам налил себе рюмку спиртного. Хотя раньше так никогда не делал.  

Утром муж обнаружил Людмилу уже не в комнате, где оставил, а на пороге кухни лежащей без сознания. Наклонившись над ней, понял, что жена не дышит. Сергееву даже не пришло в голову, что причиной смерти стало несколько ударов, которые он вчера нанес благоверной. Думал, отравилась некачественным спиртным.

Сергеев почувствовал острый приступ жалости, набрал номер Татьяны, сестры Людмилы. Та сама вызвала милицию и скорую. Но даже когда было установлено, что Сергеева умерла от внутреннего кровоизлияния, от кровопотери, до ее супруга все еще не доходило, что он и стал, пусть и невольно, виновником ее смерти.  

Однако следствие установило: до инцидента между супругами на теле умершей не было следов побоев, а кроме самого Виктора, вместе с ней в квартире в тот вечер никого не было. Доказано также, что, избивая жену-алкоголичку, Сергеев не был в состоянии аффекта, полностью отдавал отчет своим действиям.

56-летнего Сергеева судили за нанесение тяжкого телесного повреждения, повлекшего по неосторожности смерть человека. Что убивать жену он не собирался, тоже было доказано. Приговорили Виктора к семи годам лишения свободы. Сначала он написал апелляционную жалобу, но позже отозвал ее, посчитав, что наказали его правильно — нечего было распускать руки, нужно было в очередной раз сдержаться.

С просьбой смягчить наказание отцу в суд обратился Вадим, которого признали потерпевшим. Он подробно описал, как Виктор много лет возился с матерью, пробовал ее вылечить. Однако приговор остался без изменений: все же, несмотря на все смягчающие обстоятельства, Виктор совершил тяжкое преступление.

Три судьбы сломаны. Людмила погибла, ее супруг, прежде не имевший конфликтов с законом, отправился в колонию. 28-летний Вадим, оставшийся без родителей, разрывается между жалостью к отцу и матери.

МНЕНИЯ

Татьяна Костюшко, старший прокурор отдела прокуратуры Могилевской области:

— Конечно, ни при каких обстоятельствах мужчина не должен был поднимать руку на женщину, какой бы она не была. Да, муж приложил максимум усилий, чтобы помочь ей справиться с недугом, но, как известно, женский алкоголизм очень трудно поддается лечению. И если жизнь стала невыносимой, развод был единственным правильным решением: пусть бы супруга жила своей жизнью, катилась дальше по наклонной — возможно, такая ситуация ее вполне устраивала. В нашем же случае человек предпочел совершить тяжкое преступление, лишив жизни другого, а себя — будущего. Каким он выйдет на свободу? Сможет ли сохранить здоровье? Да и судимость никого не красит, а тем более человека, который прежде и на работе, и у соседей пользовался уважением. Однако, наверное, психологически мужчине тяжелей решиться на развод, показать свою слабость, неумение справиться с ситуацией.

Ирина Барановская, главный нештатный психолог главного управления по здравоохранению Могилевского облисполкома:

— Мужчины действительно не всегда решаются на развод с пьющими женами. Кто-то желает сохранить семью, жалея детей, кто-то не хочет заниматься разменом квартиры или еще надеется, что все образуется. Иногда супруги, один из которых выпивает, просто живут под одной крышей каждый своей жизнью. Но нередко и такое явление, как алкогольная созависимость. Это патологическая модель взаимоотношений, когда непьющий супруг спасает пьющего: дескать, он же без меня пропадет, не выживет. Созависимый считает своим долгом заботиться об алкоголике чаще всего в ущерб своим интересам. В большинстве случаев созависимыми становятся люди с заниженной самооценкой, желающие доказать себе, что чего-то стоят, что способны решать серьезные вопросы. Постепенно они перестают думать о своих желаниях и потребностях и живут ради алкоголика, который этого не ценит. Нужно иметь в виду, что, заботясь о пьющих близких, созависимые — жены, мужья, матери, дети — сами как бы подталкивают их к пьянке. Они создают для алкоголиков комфортные условия, когда не нужно зарабатывать деньги, заботиться о своем пропитании — ведь их и так содержат. Если у человека сохранились теплые чувства к выпивающему супругу, помощь должна быть другой — нужно жестко дать понять человеку, что он в ответе за жизнь, свою и окружающих, что у него есть не только права, но и обязанности. Если перестать опекать, нянчиться, не делать поблажек, иногда удается добиться положительного результата.

mendeleva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter