Термоядерная смесь

На мировую арену выходит новый вид допинга – генетическийСегодня в черном списке препаратов, запрещенных к использованию Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА), значатся более тысячи наименований. От стероидов и анаболиков до различных наркостимуляторов и алкоголя.

Наряду с наиболее «популярным»  в последнее десятилетие эритропоэтином, пресловутым ЭПО (на нем недавно, кстати,  вновь попались российские биатлонисты и лыжницы), серьезные опасения ученых и экспертов вызывает применение гормона роста и генетический допинг, в частности использование стволовых клеток.
Несмотря на туманные заверения экспертов ВАДА, что они держат ситуацию под контролем, «поймать» этот вид допинга, как считают многие ученые, сегодня практически невозможно. По разным прогнозам, реально такие проверки можно будет проводить лет через пять-семь, когда появятся готовые маркеры. Видимо, поэтому пробы  всех чемпионов Олимпийских игр в Пекине аккуратно заморожены и будут храниться в особом банке в течение восьми лет. За это время, как надеются в МОК и ВАДА, наверняка появится тест на генный допинг. Возможно, что это произойдет даже раньше – к Олимпиаде в Сочи в 2014 году. Кстати, пробы крови участников зимней Олимпиады в Турине-2006  также были заморожены и хранятся под замком. На всякий случай.
А тем временем информация о том, что использование генного допинга идет полным ходом, становится все правдоподобнее. К примеру, незадолго до пекинской Олимпиады на одном  из каналов немецкого телевидения был показан документальный фильм под названием «Высокие полеты».  В этой 50-минутной ленте помимо всего прочего рассказывалось о применении стволовых клеток для активизации гормонов человеческого роста. Неудивительно, что известный российский эксперт по антидопингу профессор Николай Дурманов обращает внимание на то, что будущее нелегальной спортивной медицины  как раз и есть генный допинг.
Серьезный интерес к нему появился еще в 2004 году, когда профессор физиологии Ли Свини из университета Пенсильвании провел первые исследования на мышцах и выяснил, что мускульная масса человека может расти при введении соответствующего гена. Это может открыть для нелегальной медицины невиданные прежде возможности. «Ведь генный допинг вообще трудноуловим, – считает Николай Дурманов. – Новые методики еще не отработаны, и это может очень больно ударить в первую очередь  по самим спортсменам. Вспомним, как ЭПO трагически прошелся по рядам велосипедистов, когда в велоспорте только начали применять этот препарат, стимулирующий образование красных кровяных телец и соответственно увеличивающий выносливость. Несколько «таинственных» смертей на гонках ознаменовали тогда эру EPO. И никто не может сказать, что последствия применения генного допинга будут менее плачевными».
Пока же боссы ВАДА ежегодно ассигнуют около миллиона долларов  на исследования по генному допингу  и постоянно сетуют на то, что затраты ничтожно малы. По их мнению, в борьбу с таким опасным для спорта злом следует инвестировать на порядок  больше средств.
«На сегодня известны три гена, которые со временем, скорее всего, будут использоваться в спорте, – предполагает Дурманов. – Причем эти гены могут вводиться в мышечную ткань как обычная вакцина. Первый из них аналогичен синтетическому ЭПO, известному как репоксиген, который разработан для лечения анемии. В 2006 году репоксиген был включен в список препаратов, запрещенных ВАДА. Второй – ген роста внутренней поверхности сосудов, обеспечивающий улучшение кровоснабжения мышц. Третий – способствует наращиванию мускулов, и он, скорее всего, придет на смену стероидам. Особенность гена, название которого можно приблизительно перевести как «инсулиноподобный фактор роста», заключается в том, что он может использоваться как своеобразный ремонтный материал, позволяющий значительно ускорять процесс восстановления мышечных тканей. Значение его в спорте трудно недооценить: с таким продвинутым «вооружением» спортсменам будет гораздо легче восстанавливаться после травм, особенно тяжелых».
Что же касается стволовых клеток, то их использование позволит продлить спортивную карьеру звезд еще на пять-шесть лет. Для этого будет достаточно сделать всего лишь несколько инъекций. Возможно, впрочем, что стволовые клетки уже сейчас используются в спорте гораздо шире, чем об этом хотелось бы думать представителям ВАДА. Например, некоторые зарубежные эксперты высказывают предположение, что именно таким образом поддерживают себя профессиональные велосипедисты и представители других видов спорта, где ключевую роль играет выносливость, в частности плавания или средних и длинных беговых дисциплин в легкой атлетике. Подобно генному допингу, когда нужные гены встраиваются в клетки спортсмена, дополнительные стволовые клетки могут обеспечивать большую гибкость, силу, скорость и выносливость. Причем такие клетки по мере необходимости  могут быть взяты у спортсмена, размножены в лаборатории,  а затем снова возвращены в организм хозяина. Вот такие чудеса наяву...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter