Теплый ветер с Каспия. Стоимость белорусско-азербайджанских проектов оценивается в миллиард долларов.

Сегодня азербайджанская столица переживает настоящий строительный бум. Изобилие подъемных кранов в городе и его окрестностях просто поражает воображение. Иногда создается впечатление, что столица каспийского экономического тигра возводится заново – так много в городе новостроек. А строительство, как известно, двигатель всей экономики. В общем, страна развивается и богатеет на глазах, причем пресловутые нефтедоллары азербайджанцы не «проедают», а инвестируют в экономические и социальные проекты. Например, только на образование выделяется почти 20 процентов бюджета страны. Бурно развивающийся Азербайджан сегодня крайне заинтересован в подпитке своей экономики высокотехнологичными производствами. А это уже совершенно иной уровень развития.

Сегодня азербайджанская столица переживает настоящий строительный бум. Изобилие подъемных кранов в городе и его окрестностях просто поражает воображение. Иногда создается впечатление, что столица каспийского экономического тигра возводится заново – так много в городе новостроек. А строительство, как известно, двигатель всей экономики. В общем, страна развивается и богатеет на глазах, причем пресловутые нефтедоллары азербайджанцы не «проедают», а инвестируют в экономические и социальные проекты. Например, только на образование выделяется почти 20 процентов бюджета страны. Бурно развивающийся Азербайджан сегодня крайне заинтересован в подпитке своей экономики высокотехнологичными производствами. А это уже совершенно иной уровень развития.

Поэтому по-своему символичной показалась закладка Александром Лукашенко и Ильхамом Алиевым капсулы в фундамент нового здания белорусского посольства в Баку во время недавнего официального визита белорусского Президента в Азербайджан (к слову, за последние четыре года это уже четвертая встреча лидеров двух стран). Похоже, именно сегодня формируется фундамент новой конфигурации белорусско-азербайджанского сотрудничества. Он основан на осознании той важной роли, которую играют обе страны на геополитической карте евразийского континента. Беларусь намерена усиливать свое присутствие в Азербайджане, направляя сюда своих специалистов, работая по тем проектам, которые уже реализуются, с тем чтобы отсюда вместе выходить на рынки третьих стран. В свою очередь Азербайджан рассматривает Беларусь как транзитное государство, своеобразный плацдарм для выхода на рынки стран Балтии.
Особенностью нынешнего этапа двусторонних отношений является переход  от простого товарообмена к достаточно серьезным инновационным и инвестиционным проектам. В первую очередь – совместным. В качестве примера вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков привел работу Гянджинского автозавода. В этом году здесь будет собрано 750 тракторов «Беларус», а также тысяча автомобилей «МАЗ». Сейчас ставится вопрос еще и о производстве навесного оборудования для тракторной техники на территории Азербайджана, изучается проект сборки зерноуборочных комбайнов и лифтового оборудования.  Кроме того, подписано соглашение о сотрудничестве по совместному производству коммунальной техники. А белорусские  архитекторы и строители устами министра Александра Селезнева предложили соорудить на берегу Каспия суперсовременные центры бизнеса и досуга. Эти инициативы азербайджанскому руководству пришлись по душе.
Совместные сборочные производства и обмен технологиями приносят хорошие деньги. Общая стоимость белорусско-азербайджанских проектов оценивается в миллиард долларов. Что и говорить, весомая прибавка, особенно на фоне растущего товарооборота (даже в кризисный 2009 год Беларусь и Азербайджан увеличивали объемы взаимной торговли и вышли на 125 миллионов долларов). Но это лишь стартовый выстрел. В ближайшее время данный показатель планируется увеличить до 500 миллионов долларов, сообщил посол Беларуси в Азербайджане Николай Пацкевич. Задача, по его словам, выполнимая, учитывая количество подписанных по итогам переговоров соглашений.
Стороны также договорились обмениваться опытом в сфере европейской интеграции и координировать позиции в рамках реализации «Восточного партнерства» ЕС. Глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Эльмар Мамедъяров так говорит  о пользе для его страны от участия в данной программе: «Не надо изобретать велосипед, а нужно взять те стандарты, которые применяются в европейских странах, и постараться внедрить их по максимуму в азербайджанскую экономику и повседневную жизнь. Здесь нам интересен и опыт других стран, которые являются членами «Восточного партнерства», в том числе Беларуси».
Разумеется, не последнее место в двусторонних отношениях отводится сотрудничеству в сфере энергетики. Публично лидеры обеих стран упомянули эту тему вскользь, выразив в Совместной декларации готовность взаимодействовать в области транзитных и транспортных коммуникаций, обеспечивать благоприятные условия для осуществления транспортных операций с использованием воздушных и водных путей сообщения, сетей автомобильных и железных дорог, трубопроводов. Однако совершенно очевидна обоюдная заинтересованность обеих стран в тщательной экспертной проработке всех возможных вариантов энергетического сотрудничества. 
Азербайджан давно утвердил себя в мире как нефтяной край, а нефтяные вышки, которыми усеян весь Апшеронский полуостров, наверное, можно считать одной из достопримечательностей этого края. По запасам углеводородов Каспийский регион уступает разве что Персидскому заливу.
Сегодня  Азербайджан не только удовлетворяет потребности страны в нефти и газе, но и создает для нее большой экспортный ресурс, отмечает независимый экономист Алексей Беляев. В этом году добыча в Азербайджане нефти ожидается на уровне 52 миллионов тонн, газа – примерно 30 миллиардов кубометров, что в три раза превышает внутренние потребности страны. Естественно, Баку заинтересован расширять географию своего экспорта и выходить на новые рынки. У страны сегодня в наличии три нефте- и четыре газопровода. Они в полной мере обеспечивают энергетическую диверсификацию,  то есть позволяют увеличить  экспорт азербайджанских энергоресурсов в любом направлении.
По словам эксперта лондонского Института государственных идеологий Натальи Лещенко, Азербайджан ведет сбалансированную внешнюю политику и всегда настроен на сотрудничество с максимальным количеством стран. Минску лишь надо  предложить Баку  что-то реальное и интересное для азербайджанского правительства. Например, возможность экспорта азербайджанской нефти через Балтийское море, нефтепереработку,  прямые инвестиции и закупки. 
Официальную позицию азербайджанской стороны по этому поводу озвучил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Ма-медъяров. «Белорусский рынок для нас очень интересен, – подчеркнул он. – В нашей политике мы постоянно выступаем за диверсификацию энергетических партнеров. Есть много интересных проектов по выходу на Балтийское море. Естественно, Беларусь, которая находится посередине маршрута между Черным и Балтийским морями, для нас представляет интерес. Но этот вопрос необходимо рассматривать еще с точки зрения коммерции».
В общем, специалистам еще предстоит поработать над этой задачкой. Пока же можно уверенно говорить о том, что белорусско-азербайджанские отношения в посткризисном мире выходят на новую ступень развития. Подготовлены весьма перспективные проекты, реализация которых, несомненно, пойдет на благо народам обеих стран.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter