Тема войны по-прежнему актуальна на наших театральных подмостках

Теплый свет надежды

Военная тема всегда присутствовала на белорусской театральной сцене. Она является слишком важной и серьезной для нашего театра. Многие актеры сыграли в военных спектаклях свои лучшие роли. Как и многие режиссеры именно на военную тему создали свои главные шедевры. Советское время подарило нам немало подобных жемчужин: «Рядовые», «Трибунал», «Возвращение в Хатынь», «Бабье царство» и многие другие. В наши дни тема войны также присутствует на белорусских подмостках. Ее по-новому переосмысливают и авторы, и режиссеры. В год 75-летия Великой Победы внимание к этой теме особое. Вспомним, что было сделано давно и совсем недавно…

Спектакль «Я бачу сонца» напомнил, что война когда‑то стала общим горем всех советских семей. 
beltuz.by

Спектакль «Не мой», поставленный на купаловской сцене режиссером Александром Гарцуевым по мотивам повести Алеся Адамовича, в свое время стал резонансным событием в театральном мире. В 2011 году он победил сразу в пяти номинациях Национальной театральной премии. Спектакль стал лучшей современной постановкой, получил приз за лучшую работу художника-постановщика, лучшее музыкальное сопровождение, лучшую женскую роль и лучший спектакль.

Драматическая история любви белорусской девушки и немецкого солдата оказалась пронзительным и трагическим повествованием, в котором не могло случиться счастливого финала. Спектакль запомнился яркими актерскими ролями Александра Казелло, Светланы Аникей, Владимира Роговцова. Актриса Тамара Миронова сыграла Кучериху и в купаловском спектакле, и в фильме «Франц + Полина», снятом российским режиссером Михаилом Сегалом по этой же повести Алеся Адамовича. Памятен спектакль трагической сценой сожжения белорусской деревни, да и всей объемной и, как всегда, талантливой сценографией художника Бориса Герлована. Воплощение военной темы «Не мой» поднял на новую высоту.

В Драматическом театре Белорусской армии в репертуаре шло немало захватывающих военных спектаклей по произведениям Алексея Дударева. Вспомним драму «Ты помнишь, Алеша…» и «Рядовых». (В свое время пьеса шла и в театре имени Я. Купалы, и по всему Советскому Союзу.) Спектакль «Воробьиная ночь» (пьесу Дударев написал по мотивам рассказа Владимира Короткевича) также можно отнести к военному жанру. Сейчас в репертуаре театра идет драматическая баллада «Не покидай меня…» по пьесе Алексея Дударева в постановке Марины Дударевой. Эту же пьесу поставил и режиссер Валерий Анисенко в театре имени Я. Коласа и Минском областном драматическом театре в Молодечно уже как художественный руководитель.

«Не покидай меня…» пронзает зрительское сердце своим лиризмом и чистотой. Эту пьесу о войне и жертвенности много ставили за пределами Беларуси, в том числе в Московском театре на Таганке. Планируют обратиться к ней и в Самарском академическом театре драмы. А обе белорусские версии как в Минске, так и в Молодечно достойны самого пристального зрительского внимания. Минский спектакль увидели во многих уголках Беларуси, в частности, в прошлом году труппа театра побывала с постановкой и на родине автора пьесы — в Дубровно Витебской области. Сам драматург вышел перед земляками на сцену и сыграл роль Полковника.

В Республиканском театре белорусской драматургии свой взгляд на военную тему предлагала трагикомедия «Дзед» по пьесе Вячеслава Панина в постановке Дениса Паршина (премьера состоялась в 2015 году). Ее главный герой в исполнении Валентина Соловьева — трогательный и незащищенный старик — становится обузой для своих близких. Только в своих фантазиях и воспоминаниях он живет и чувствует по-настоящему, переносясь в прошлые события. Спектакль несколько критически изображал современных обывателей, рисуя их в сатирическом ключе. Герои постановки были озабочены только своими бытовыми и мещанскими вопросами. «Дзед» запомнился своей энергией и слаженным актерским ансамблем.

Также об отношении к своему прошлому и нашем моральном долге перед ним современно и интересно рассуждают авторы спектакля «Дожить до премьеры» в Новом драматическом театре. Режиссер спектакля Сергей Куликовский уже ставил произведение драматурга Николая Рудковского в театрах Витебска и Томска. По сюжету молодые актрисы Вера и Катя, получив в новой постановке роли партизанок, по-своему и весьма кардинально погружаются в атмосферу военного времени. Чтобы воссоздать ее вокруг себя в реальной жизни, они втягивают окружающих в череду непредсказуемых перипетий и последствий своих поступков.

Режиссер спектакля так пояснял свой замысел: «Для меня в этой истории важно поговорить о гражданской позиции, о теме возрождения генетической памяти по отношению к себе, своей стране. В конце XX — начале XXI века что-то было упущено в воспитании молодежи. Меня пьеса задела еще в 2011 году, когда она была написана. Я делал постановки по ней в Томске и Витебске. Почему обращаюсь к ней в третий раз? Наверное, потому что меня волнует и не отпускает эта тема. Некоторые сцены автор написал специально для нынешней премьеры. Немного переделан финал, мы решили добавить в него чеховские слова. Первоначально в тексте были три чеховские цитаты». Надо сказать, что некоторое время назад именно в Новом драматическом театре не испугались сравнений со знаменитым спектаклем Купаловского театра и предложили достойную новую версию пьесы Андрея Макаенка «Трибунал».

Талантливо и своеобразно осмыслили военную тему в Гомельском областном драматическом театре в спектакле 2019 года «Тоот, другие и майор» по пьесе венгерского драматурга Иштвана Эркеня в постановке известного белорусского режиссера Якова Натапова. Пусть спектакль и не имел буквального отношения к белорусским реалиям (действие происходит в венгерской деревне), все равно так или иначе в центре его внимания оказывалась тема жертвенности, воинского долга, человеческого достоинства, цены благополучия семейного мироустройства и мирного неба над головой… В спектакле Якова Натапова также нашлось место юмору и гротеску. Абсурд некоторых происходящих ситуаций заложен автором пьесы, не зря произведение основоположника венгерского театра абсурда ставили в свое время и Георгий Товстоногов в БДТ, и режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов в театре «Современник».

В Белорусском театре юного зрителя в 2019 году выпустили спектакль «Я бачу сонца» по произведению грузинского автора Нодара Думбадзе. Его поставил грузинский режиссер Дмитрий Хвтисиашвили. Спектакль напомнил, что война когда‑то стала общим горем всех советских семей. Главный герой деревенский подросток Сосо остро переживает происходящие рядом с ним события, пытаясь найти свое место в этом мире. Скоро в будни односельчан приходит война, которая все перевернет с ног на голову, заставит каждого из героев сделать свой непростой нравственный выбор.

На военную тему в Беларуси поставлено немало спектаклей. Наверняка белорусским театралам памятны и работы по «Альпийской балладе» Василя Быкова. Павел Харланчук на гомельской сцене выпускал спектакль «Ён. Яна. Вайна». «Баллада о любви» по этому же произведению Быкова шла на Малой сцене Купаловского театра в постановке Владимира Савицкого. Интересен молодому зрителю был спектакль «Блиндаж» по пьесе Елены Поповой в постановке Натальи Башевой на сцене Белорусского театра юного зрителя. Сегодня поиски в этом направлении продолжаются.
Говорить по-новому о войне сложно, но необходимо. Практически все приведенные спектакли — примеры работ, сделанных без штампов, на совесть, со своим отношением к теме. Следовать традициям — благородная и серьезная задача, однако вносить в них и нечто новое — важный и принципиальный момент.
КСТАТИ

К 75-летию Великой Победы Гомельский областной драматический театр представит премьеру «Небесный тихоход» по пьесе «Я люблю тебя, эскадрилья!» А. Яковлева и М. Самойлова. Онлайн-версия спектакля «Небесный тихоход» представлена со вчерашнего дня до 10 мая на официальном youtube-канале Гомельского облдрамтеатра. Режиссер-постановщик — Андрей Шидловский, художник-постановщик — Александр Крючкович, хореограф — Оксана Рожкова, музыкальное оформление — Дмитрий Неберов. В спектакле заняты ведущие артисты театра и молодые актеры: Владислав Карако, Галина Вевер, Дмитрий Байков, Александр Ильинский, Павел Соловьев, Мария Ходякова, Виталия Тишкова, Лилия Гостева, Гиорги Чантурия, Александра Герасимович, Вера Грицкевич, Елизавета Ольховка.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter