Второй год Белорусский детский хоспис собирает деньги на новое здание

Теплый дом на улице Березовая Роща

Второй год Белорусский детский хоспис собирает деньги на новое здание...

Второй год Белорусский детский хоспис собирает деньги на новое здание. Остро нужны новые площади — уже физически невозможно справляться со всеми просьбами о помощи. В одном только Минске специалисты обслуживают 100 семей, и еще 32 ребятишкам помогают в радиусе 250 км от столицы — это так называемая выездная зона. Это очень хорошие цифры. В соседней Польше у подобного учреждения на попечении не более 40 семей. Всего же в помощи хосписа у нас нуждаются около 3.000 детей... Каким будет новое здание и когда? Вопрос непраздный. Ведь Белорусский детский хоспис сегодня — это обыкновенный коттедж в поселке Боровляны под Минском. Несколько этажей, балконы, много окон, хозяйственная пристройка рядом и красный кирпичный забор вокруг — архитектурным исполнением здание и вправду ничем не выделяется на фоне своих соседей по улице Березовая Роща. Но то, что дом этот особенный, чувствуешь сразу, почти интуитивно. Еще до того как узнаешь, что за его стенами обыкновенные мальчишки и девчонки с необыкновенной стойкостью и мужеством переносят жизненные испытания, которые порой ломают взрослых.

Ассоциация с жизнью


Первое, что бросается в глаза еще издалека, — яркий, раскрашенный детьми с замечательной фантазией забор: вот солнце, сказочные пчела, свинья и барашек, забавный пес, пестрые божьи коровки... За оградой — тоже нескончаемый полет творчества: живописно разрисованные стены построек, красивые клумбы и россыпь интересных маленьких скульптур у входа. На таком фоне уже соседние дома выглядят мрачными и холодными, почти безжизненными, а вовсе не хоспис, куда, как гласят стереотипы, «привозят умирать». Нет, нет и еще раз нет. Директор общественной благотворительной организации «Белорусский детский хоспис» Анна Горчакова совсем не похожа на человека под прессом тяжкого груза. Она словно излучает свет и неиссякаемую энергию. Ее позиция:


— Сегодня нужно и важно думать не только о том, как собрать деньги на новое строительство. Настало время всерьез говорить о нашей ментальности — об отношении общества к хосписам, особенно детским. И не только говорить, но и менять его. Поймите, любой хоспис — это не мрачное серое здание с гнетущей атмосферой. Это не конкретное сооружение вовсе, а в первую очередь система паллиативной помощи неизлечимым пациентам, которая позволяет улучшить качество их жизни настолько, насколько можно в конкретной ситуации. Во всем мире хоспис ассоциируется именно с жизнью, с ее максимально возможным продлением. А у нас, к великому сожалению, — со смертью...


Представьте, на все Соединенные Штаты с их 315 млн. населения приходится... всего два детских хосписа. Потому что их система паллиативной медицины и не предполагает нахождения человека в палате до самого конца. Вся необходимая помощь оказывается на дому, в хосписы отправляют в исключительных случаях. Существует и другая, так называемая английская, система паллиатива — когда человек свои последние дни проводит в хосписе. Так повелось с самого начала, ведь именно Англия стала прародительницей подобных убежищ для неизлечимо больных. Именно убежищ — для всех, кто по тем или иным причинам не мог больше найти приюта в родном доме или же за кем попросту некому было ухаживать. Прошли десятилетия, работать стало проще, условия жизни улучшились, социальные предубеждения дали долгожданную трещину, но непонимание все равно осталось...

Ломая стереотипы


Отголоски воинствующего невежества слышатся у нас до сих пор, особенно громко с тех пор, как было официально объявлено, что новому детскому хоспису — быть. Я адресую Анне Горчаковой вопрос от безликого интернет–сообщества: «Почему в здании будет всего 10 палат, неужели за такие деньги нельзя сделать больше?» Анонимные пользователи на полном серьезе вносят рацпредложение: выкупить заброшенный пионерлагерь, отремонтировать и завезти туда 300 детей — чего, дескать, проще. Анна Георгиевна отвечает сразу и уверенно:


— А больше, чем 10 палат, и не нужно! В общественном сознании почему–то засела мысль, что где–то должна появиться огромная бетонная коробка, куда можно будет свезти всех неизлечимо больных детей. Как будто от них хотят оградиться, навсегда убрать с глаз долой, забыть...


Дело в том, что 10 отдельных комнат — оптимальное количество, чтобы выдержать строгие требования. Дети должны лежать всегда в отдельных палатах, соседство не допускается, площадь каждой — не меньше 18 кв. метров. Оговорен даже вид из окна — ребята будут смотреть на сосновый бор. В хосписе не может быть узких коридоров, потому что они угнетают! С другой стороны, 10 комнат вполне достаточно, чтобы хоспис выполнял свою главную функцию — «социальную передышку». Ребенка берут на время, когда родители затевают ремонт, уходят в отпуск или просто хотят немного перевести дух. И потом, подумайте об этической стороне: насколько уместно собирать вместе много детей с диагнозами, против которых медицина бессильна?


Да, новый хоспис возьмет качеством. Достаточно рассмотреть план будущего здания. Вот отделение дневного пребывания на 10 детей, вот душевые кабины, вот конференц–зал на 60 человек, классы для обучения, все необходимое предусмотрено и для персонала. Вообще, Белорусский детский хоспис давно превратился в целую систему: на его базе каждое лето работает семейный реабилитационно–оздоровительный центр, здесь проходят курсы повышения квалификации по паллиативной помощи БелМАПО (вот где пригодятся учебные классы!), сюда ежегодно приезжают перенимать опыт специалисты из соседних стран. Благородной идее уже тесно в никак не приспособленном для медицинских целей коттедже с крутыми, неудобными лестницами и непродуманными помещениями.


4 млн. долларов — во столько примерно оценивается строительство нового здания. Много это или мало? В масштабах всей страны сумма, пожалуй, подъемная. Представьте, 400 тысячам человек (считайте, населению одного большого города) достаточно пожертвовать буквально по 10 долларов — и хоспис будет готов. Пока начинание поддержали около 85 тысяч белорусов. Зачастую одни и те же люди перечисляют каждый месяц небольшую сумму — как говорится, жертвуют по кирпичу. Есть, например, бабушка, которая уже давно высылает по 50 тысяч с каждой пенсии. Сбор средств, может быть, идет не так быстро, как хотелось бы, но уже к ноябрю будут закончены все проектные работы. И Анна Горчакова абсолютно уверена, что вскоре начнется само строительство.


Кстати


Новый детский хоспис расположится рядом с РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии в Боровлянах. Многие маленькие пациенты с тяжелыми диагнозами приходят в хоспис за помощью именно оттуда. Но она зачастую нужна ребятам еще на стадии лечения. Причем речь не идет о каких–то медикаментах или дорогостоящих процедурах, нужно лишь решить один вопрос — квартирный. В онкоцентре есть дневной стационар, куда приезжают на процедуры. Долгие, неприятные, но через несколько часов они заканчиваются и врачи готовы отпустить пациента до завтрашнего дня. Вот только куда? Каждой столкнувшейся с болезнью семье приходится решать вопрос самостоятельно. Чаще всего ищут съемную квартиру поблизости. Проблема не только в дороговизне жилья, практически равного по цене столичному, но и в особенностях пациентов. Их, с ослабленным иммунитетом, крайне опасно возить в общественном транспорте, даже долго ходить очень нежелательно.


Вот–вот и этот больной вопрос уйдет в прошлое. Уже к концу октября будет представлен первый домик для родителей в Боровлянах, рассказывает директор республиканского общества «Дети в беде» Евгений Украинцев, вдохновитель проекта: «Такие домики должны были появиться одновременно с самим онкоцентром, но грянул кризис 1998–го, денег не хватило. Все, что осталось от того проекта, — отведенное под строительство место. И вот спустя столько лет, с третьей попытки мы наконец его начинаем. Каждый домик рассчитан на комфортное проживание двух семей вместе с больными детьми». Собраны деньги на строительство 5 домиков, а всего их будет 20.


Справка «СБ»


Вы можете внести свой вклад в строительство нового детского хосписа, отправив денежный перевод.


Счета открыты в ОАО «БПС–Сбербанк», код 369 (220005, г. Минск, бульвар имени Мулявина, 6). Получатель — общественная благотворительная организация «Белорусский детский хоспис», УНН 100806662, адрес: 223053, Минский район, деревня Боровляны, ул. Березовая Роща, 100а (тел./факс (8–017) 548–48–40, тел.: 505–27–45, 505–27–47, 548–46–66).


Благотворительный счет № 3135145259013 — в белорусских рублях.


Благотворительный счет № 3135145259026 — в долларах США.


Благотворительный счет № 3135145259039 — в евро.


Благотворительный счет № 3135145259042 — в российских рублях.


Благотворительный счет № 3135145259055 — в английских фунтах стерлингов.

 

Советская Белоруссия №191 (24328). Четверг, 10 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter