Тепло от Степана Ефимчика

Солигорский Левша знает, как в семь раз уменьшить расходы на отопление жилья

Солигорский Левша знает, как в семь раз уменьшить расходы на отопление жилья

“Скоростная” энергия

Включив электропитание, Степан Ефимчик сказал: “Через семь минут температура воздуха на выходе будет под 80 градусов”.

Аппарат размером с большую почтовую посылку загудел. Для большей точности Степан Алексеевич продублировал электронный термометр бытовым. И вскоре оба показали обещанную температуру.

— Но домашний фен дает не меньшую температуру, — заметил я.

— Во-первых, для производства калории тепла фен расходует намного больше электричества, — ответил конструктор тепловой установки. — Во-вторых, его раскаленная спираль сжигает так нужный человеку кислород, а мой генератор экологически чист. Тепло получается на молекулярном уровне за счет разных скоростей воздушных потоков.

Устройство аппарата Степан Ефимчик пока держит в секрете. Но о достоинствах своего детища говорит охотно. Считает, что оно способно произвести революцию в отоплении жилфонда. Установи в подвале дома такой агрегат необходимой мощности — и закачивай в квартиры теплый, чистый воздух. Не нужны громоздкие батареи, вода, газ для ее нагревания, который не только все дорожает, но и при сжигании выбрасывает в атмосферу много вредных веществ.

Если для создания комфортного микроклимата в квартире зимой батареи нужно нагревать до 80 градусов, то подаваемый воздух может быть и вдвое, втрое прохладнее. Хотя установка Ефимчика может нагревать его и до 130 градусов.

Стоимость такого энергоносителя для большого жилого дома, утверждает изобретатель, не запредельная, максимум полторы тысячи долларов. А эффективность?

— Я прикидывал: на обогрев моей трехкомнатной квартиры в месяц потребуется электроэнергии на семь тысяч рублей по нынешним ценам, сегодня же я плачу более полусотни тысяч, — отвечает Степан Алексеевич.

И заявляет: готов оказать максимальную помощь тому, кто заинтересуется практическим применением его тепловой установки...

Деревянные часы

А познакомился я с мастером-самоучкой, имеющим среднее техническое образование, около десяти лет назад. Степан Алексеевич заглянул в корреспондентский пункт. И показал карманные часы, сделанные из... дерева.

Как-то он, столяр одной из солигорских школ, прочитал про мастера Николая Бронникова, который в далеком 1860 году смастерил часы из дерева, удивившие весь мир. Поинтересовался — никто ничего подобного после не делал. И спросил себя: а тебе слабо?

Первую шестерню делал четыре дня. Потом пошло побыстрее. В механизме старинного мастера среди деревянных деталей было несколько костяных гвоздиков да две металлические пружинки. В часах Степана Алексеевича те же гвоздики деревянные, из металла только волосок баланса и заводная пружинка, деревянного аналога которым он не нашел. Даже мелкую цепочку выточил из капа — нароста на дереве. Корпус брегета, стрелки, цифры мастер сделал из красного дерева, брусок которого случайно оказался в контейнере, пришедшем из-за границы его приятелю-коммерсанту. Часы Ефимчика не только исправно показывали время, но оказались в диаметре на один миллиметр меньше, чем у Бронникова.

Восстановил он и башенные часы на местном вокзале, на которые многие мастера уже махнули рукой, дескать, безнадежный хлам. Степан Алексеевич не только оживил их. Невидимые кукушка, петух стали громко сообщать жителям окрестных микрорайонов точное время.

Долго ухаживал за сложным механизмом, вдвое сократил его энергетические потребности. Собирался было уже “научить” его исполнять гимн шахтерского города, да кому-то понадобилось заменить башенные часы на электронные, безликие и глухие.

Даешь экономдвигатель!

Демонстрировал свою теплоустановку Степан Ефимчик в обычном гараже, приспособленном под мастерскую, где он, индивидуальный предприниматель, восстанавливает автомобильные турбокомпрессоры, гидроусилители руля.

Не так давно Степан Алексеевич, слесарь 6-го разряда, занимался тем же в Солигорском автобусном парке. Творческий труд мастера не только обеспечивал бесперебойную работу автобусных узлов, но и приносил десятки миллионов рублей прибыли — не надо было возить те же турбокомпрессоры для восстановления за тридевять земель, да и ремонт турбин с личных автомобилей приносил неплохой доход предприятию... Разрыв произошел на почве рационализации.

— Импортные турбины достаточно часто ломаются, — рассказывает Степан Алексеевич. — Новая стоит более девяти миллионов рублей. Я изготовил ее “начинку” из местных деталей. Обошлось это немногим более полумиллиона рублей, турбина прослужила не меньше заграничной. Экономический эффект солидный, особенно, если производство таких турбин пустить на поток... Но когда я попросил оформить мою идею, как рационализаторское предложение, руководство предприятия отказалось. Хотя акт о том, что моя конструкция уже успешно используется на практике, подписан должностными лицами парка.

Степан Ефимчик ушел из автопарка. Но не отстранился от его проблем. Сегодня автобусные дизели на сто километров пробега расходуют в лучшем случае 35—38 литров солярки. Степан Алексеевич заявляет: устройство, которое уже “сконструировано” в его голове, позволит сократить расход топлива до 5 литров. Вот он до конца разберется с теплоустановкой и вплотную займется реализацией новой идеи...

Нереально, чудачество? Но когда-то никто не верил, что человек способен летать по воздуху, плавать под водой. Как и в то, что можно из дерева смастерить карманные часы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter