Корреспондент «СВ» накануне побывала в Астане, чтобы узнать с каким настроением встречает новый год казахстанская столица

Тепло холодной столицы

С 1 января вступает в силу договор о Евразийском экономическом союзе. Корреспондент «СВ» накануне побывала в Астане, чтобы узнать с каким настроением встречает новый год казахстанская столица
С 1 января вступает в силу договор о Евразийском экономическом союзе. Корреспондент «СВ» накануне побывала в Астане, чтобы узнать с каким настроением встречает новый год казахстанская столица

Панорама, открывающаяся с монумента Байтерек.

Перенос столицы из Алматы в Астану в конце 1990-х годов изменил облик всей страны. Несмотря на то, что новая столица вторая в мире после Улан-Батора по отрицательным температурам зимой, казахстанцы любят свою Астану. Горожане говорят, что температура уже в декабре нередко опускается до минус сорока. Мне повезло, только в один из дней пребывания термометр  показал без малого 30 градусов. Было снежно, временами въюжило. К слову, чтобы сдержать натиск здешних степных ветров, вокруг города были высажены специальные лесополосы. Нежаркое на севере и лето. В легком платье можно походить самое большое недельки две.

В общем, Казахстан удивительная страна: на севере свирепствуют нешуточные холода, а на юге летом зреет хлопок и пасутся стада верблюдов.

По статистике, средняя зарплата в Казахстане сто тысяч тенге (чуть более 550 долларов). Гораздо дороже оплачивается работа нефтяников (до трех миллионов тенге), бизнес-консультантов (миллион), юристов (профессионалу платят 500 тысяч тенге), «айтишников» (от 100 да 500 тысяч). Самые низкооплачиваемые самые «дефицитные» профессии. Например, аграрии получают около 50 тысяч тенге, учителя, медики и того меньше – 40–43 тысячи.

Галина Николаевна, коренная жительница Акмолы (нынешней Астаны), хорошо помнит, как люди жили при Советском Союзе и поэтому всячески поддерживает создание ЕАЭС:

– Когда распался Союз, всем республикам пришлось нелегко. Благо сегодня все потихоньку налаживается.

Что касается своей нынешней жизни, то пожилая женщина призналась, что на пенсию не разгуляешься, хотя на жизнь хватает.

– Получаю 33 тысячи тенге (182 доллара). Живу в однокомнатной квартире, оплачиваю зимой «коммуналку» в размере 12 тысяч тенге (66 долларов). Остается на месяц всего 21 тысяча. На еду хватает. Покупаю мясо и курицу, немного овощей и фруктов.

А вот с приобретением одежды уже труднее. Чаще приходится покупать китайские вещи, так как они дешевле.

К слову, батон колбасы из конины в гастрономе Астаны стоит 3700 тенге, булка хлеба – 60 тенге, килограмм баранины – 1800 тенге, курицы – 650 тенге, помидоры продавались по 247 тенге за килограмм.

За последние годы сталинки и хрущевки былого советского Целинограда, построенного на правом берегу реки Ишим, преобразились неузнаваемо. А на левом – из стекла и бетона вырос абсолютно новый город.

Фонтан возле Национального музея истории.

Причем даже приезжему сразу бросается в глаза, что левобережная часть «северной» столицы, где сейчас проживают около 800 тысяч человек, развивалась продуманно и комплексно. Генеральный план разработан выдающимся японским архитектором Кисе Курокавой. Проекты нескольких знаковых объектов – пирамидального Дворца мира и согласия и самого большого шатра в мире Хан Шатыр – созданы англичанином Норманном Фостером, а уникальный киноконцертный зал проектировал итальянец Манфреди Николетти. Одна из арабских стран финансировала возведение самой большой в Центральной Азии мечети.

Новый город переживает бум «тематических» кварталов по мотивам европейской архитектуры. Есть кварталы «французские», «английские», «миланские», «итальянские», «парижские», «британские»...

А корейцы, например, строят свое элитное жилье по технологии «умный дом». Стоят такие однокомнатные квартиры около 320 тысяч долларов, то есть 4–5 тысяч «зеленых» за «квадрат». Можно найти «угол» и подешевле – по 1700 долларов за квадратный метр.   

Архитектурные решения – разнообразные и порой неожиданные, что дает местным жителям повод  многим строениям придумать свое прозвище.  Например, государственный архив  жители Астаны называют  «яйцом», цирк – «НЛО», Дворец мира и согласия – «пирамидой», золотистые здания неподалеку от Ак-Орды – «вёдрами». Есть свои имена и у большинства  высоток – «шприц», «зажигалка», «книжка», «парус» и т. д.

Каждого приезжего непременно познакомят и с главным символом Астаны – почти стометровым монументом Байтерек. Кстати, первые эскизы «древа жизни» нарисовал сам Нурсултан Назарбаев. Их я видела в Национальном музее Казахстана.

Одна из проблем страны – это отсутствие должной дорожной инфраструктуры. Поэтому на строительство каспийского порта, создание новой транспортной сети, которая соединит всю страну, в три ближайших года будет выделено 24 миллиарда долларов (из них девять миллиардов – это средства международных банков).

Для усиления своего влияния на Центральном Евразийском континенте Казахстан участвует в проекте «Новый шелковый путь», который подразумевает строительство железных и автомобильных дорог. Благодаря новой транзитной автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай», закончить которую собираются в следующем году, товары из Поднебесной в Европу будут доставляться всего за 14 дней вместо 45 нынешних.

Как раз во время моего пребывания в Казахстане открылась железнодорожная магистраль Казахстан – Туркменистан – Иран. «Это первый трансрегиональный проект протяженностью более 900 километров, который реализован в южном направлении и способствует интеграции рынка Центральной Азии с рынками других регионов Персидского залива и дальше», – пояснил директор казахстанского института стратегических исследований Ерлан Карин. Также в нынешнем году было завершено строительство важной магистрали «Жезказган – Бейнеу и Аркалык-Шубарколь» протяженностью 1200 километров, которая связала страну на востоке с Китаем, а на западе – с Каспийским морем.

Белорусско-Казахстанский товарооборот по итогам года составит около миллиарда долларов. Работает ряд совместных сборочных производств. Например, совместно с БелАЗом здесь наладили сборку белорусских «тяжеловозов», вместе с Минским тракторным заводом – производство тракторов «Беларус».  

– К сожалению, большого наплыва белорусских бизнесменов мы пока не видим, – разводит руками заместитель председателя правления Национального Агентства по экспорту и инвестициям Kaznek Invest Кайрат Карманов. – В основном они стремятся продать у нас свою продукцию. Но почему бы не наладить у нас свое производство, к примеру, знаменитых белорусских сыров или сметаны. Многие российские фирмы уже поменяли прописку своих офисов на казахстанскую, чтобы меньше платить налогов.

– А где, на ваш взгляд, трудовому человеку будет комфортнее всего на просторах Евразийского экономического союза? – интересуюсь у казахстанского собеседника.

 – Там, где больше платят. Сегодня в России доходы выше, чем у нас. Имею в виду квалифицированную рабочую силу. Но, думаю, что постепенно уровень доходов среди трех стран должен выровняться. Иначе, какой смысл в постоянном перетоке рабочей силы из страны в страну.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter