Тепло и сухо

Лесоводы Глусского района нашли изящное решение утилизации отходов деревообработки

Лесоводы Глусского района нашли изящное решение утилизации отходов деревообработки

Еще несколько лет назад в ряде лесхозов Беларуси существовала проблема утилизации отходов лесопиления — стружки, коры, обрезков и опилок. Особенно остро стоял вопрос на тех предприятиях, где имелись свои деревообрабатывающие цеха. Отвалы опилок могли долгое время мокнуть под дождями, пока лесоводы не находили средства и время для их транспортировки на ближайший полигон или, в лучшем случае, на местную ферму.

Сегодня этим отходам нашли более достойное, а главное, выгодное применение. Где-то они служат готовым топливом для котельных, в отдельно взятых случаях из них изготавливают топливные пеллеты или брикеты. А в Глусском лесхозе опилки и стружки помогают получать продукцию лесопиления с более высокой добавленной стоимостью.

Обгоняя время

По словам главного инженера ГЛХУ “Глусский лесхоз” Леонида Шарко, задумываться о рациональном использовании отходов лесопиления работники предприятия начали еще полтора десятилетия назад, став едва ли не пионерами в этой сфере.

По плановой программе развития лесного хозяйства, рассчитанной на десятилетия вперед, все лесхозы должны были приобрести современную лесозаготовительную технику, затем модернизировать деревообрабатывающие цеха, а уж в последнюю очередь позаботиться о том, чтобы выпускать продукцию с более высокой добавленной стоимостью. В Глусском лесхозе решили действовать по-своему.

— В нашем деле очень важно непрерывное развитие, — убежден главный инженер. — Думать о модернизации приходится непрерывно, чтобы не отстать от жизни. Но в то же время никогда не стоит спешить, совершать необдуманные поступки. В 2006 году прорабатывался вопрос о закрытии всех деревообрабатывающих цехов, функционирующих на базах лесхозов. Многие лесхозы так и поступили, посчитав, что выгоднее поставлять на внутренний и внешний рынок лес в круглом виде, и отказавшись от деревообработки. Мы же долгое время думали — стоит ли прекращать выпуск готовой продукции? Решили от цеха не отказываться.

Одно решение для двух задач

Раз уж производство осталось на балансе лесхоза, было логичным его модернизировать, расширять ассортимент и повышать качество выпускаемой продукции. В то время, так же как и сегодня, наибольшим спросом за рубежом пользовались сухие пиломатериалы — готовая продукция, которую можно сразу же пускать на нужды строительства. Руководство Глусского лесхоза приняло решение установить на базе цеха сушильный комплекс — один из первых в Беларуси — и выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

— Перед нами стояли две непростые задачи, — вспоминает Леонид Шарко. — Во-первых, с помощью сушки повысить качество и привлекательность пилопродукции на международном рынке. Во-вторых, избавиться от залежей опилок, обрезков и стружки, которые за годы работы накопились на территории цеха. Пришлось много ездить, изучать опыт частных предприятий, но в итоге мы нашли простое и изящное решение — вместе с сушильными камерами был закуплен и оперативно установлен модульный котел, способный работать на всех видах отходов лесопиления.

В отличие от стандартных шнековых котлов модульный оснащен гидротолкателем. В результате он менее привередлив и способен “переварить” различные по величине древесные фракции — не только опилки и стружку, но и обрезки пиломатериалов.

Сегодня эффективность котла очевидна. Регулярно к складу с отходами лесопиления подъезжает погрузчик и отвозит топливо к промежуточному бункеру. Оттуда древесина постепенно поступает в котел, подключенный к сушильному комплексу. В результате пиломатериалы быстро сохнут, а гора отходов тает прямо на глазах.

Отходы — в доходы

Впрочем, мощность котла позволяет не только производить сушку пилопродукции, но и отапливать бытовые помещения и мастерские. С нынешнего года тепло будет поступать и в столярный цех.

— Вообще в год деревообрабатывающий цех “производит” около четырех тысяч кубических метров опилок и стружки, — Леонид Шарко продолжает описывать перспективы. — Котельное оборудование потребляет чуть больше тысячи кубов. Остатки опилок у нас охотно забирают наши коллеги из Бобруйского лесхоза, где работает производство по выпуску топливных брикетов. Наиболее проблемной до сих пор остается стружка, которая время от времени у нас скапливается. Но уже с весны этого года мы будем отгружать ее компании “Экогран”, которая специализируется на выпуске топливных гранул.

Сегодня средняя стоимость опилок — около 40 тысяч рублей за кубический метр. Цена стружки — 12 тысяч рублей за куб. Когда речь идет о реализации тысяч кубометров, это может стать неплохим подспорьем лесхозу. Тем более что в противном случае эти отходы причиняют только неприятности.

УНП 700100636

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter