Гродненщина поставила задачу – свести к минимуму количество детских домов

Тепло домашнего очага

Детский дом. Само это словосочетание в наши дни все больше воспринимается как архаизм. Гродненщина поставила амбициозную задачу — свести к минимуму число таких учреждений. За последние 7 лет в области закрылись 4 детских дома и 2 школы-интерната. На стадии ликвидации — Ошмянская школа-интернат. Куда переезжают дети? Большинство переселяется в благоустроенные коттеджи, где их ждут мамы и папы. Благо дома семейного типа сдают один за другим. Как живется там воспитанникам?

В семье Никитиных не бывает скучно.

Мамина работа

…Утро в просторном коттедже Никитиных, расположенном недалеко от нового микрорайона Ольшанка в Гродно, начинается, как и в других семьях, где слышны детские голоса. Родители троих собственных детей Татьяна и Александр взяли на воспитание еще восьмерых. Теперь здесь одиннадцать ребят. Младшей Полине 4 года, старшей Лизе 16 лет. 

— Сама воспитывалась в детском доме и знаю, что такое остаться без родителей, — рассказывает о своей судьбе хозяйка. — В нашей семье было четверо детей. Я — старшая. Приходилось заботиться не только о себе, но и о младших. Не хочу, чтобы дети проходили через такие трудности. До декрета работала в Доме малютки, и, признаюсь, еще тогда с мужем хотели взять кого-нибудь под опеку. Позже появились мысли стать родителями-воспитателями. Но долго не могли решиться на этот ответственный шаг. Прошло много лет… Повезло, что супруг и свекровь полностью меня поддержали. Сейчас ждем в доме двенадцатого ребенка. Попросили взять на время девочку. Но если даже останется у нас навсегда — будем только рады. 

— Татьяна, а как удается найти подход к каждому, ведь все дети разные, каждый со своим характером?

— Один из мальчишек пришел к нам с привычкой воровать, обманывать. Пришлось искать подход, учить уму-разуму. Мне нравится воспитывать детей, хоть это и не просто. Всегда радуюсь, когда слышу об открытии очередного дома семейного типа. Я воспитывалась в детдоме на улице Гая, еще в то время ходили слухи о его закрытии. Вспоминаю, как ждала, что тетя заберет меня на выходные, как не хотелось возвращаться назад. В дом же дети бегут наперегонки. Обнимают, целуют. Даже старшие… Все ребята называют нас мамой и папой, хотя мы и не просили об этом.

Татьяна Никитина любит готовить, может провести на кухне целый день. И девчонки, и мальчишки помогают ей во всем. Успевает посещать курсы и тренинги, которые проводят для родителей-воспитателей. Александр трудится на Гродненской табачной фабрике, а в свободное от работы время занимается домом, благоустройством двора. За год здесь появились и бассейн, и альпийская горка, и плодовые деревца. 

Семью не заменит никто

Воспитанница Понемуньского детдома Милана Поух перешла в 6-й класс. В госучреждении она около года. Худенькая улыбчивая девочка готова общаться на любые темы. Главное, чтобы они не касались причин, по которым она оказалась здесь: 

— Учиться тяжело, но сейчас каникулы. В будущем хотела бы стать воспитателем. Или парикмахером. Мне нравится в детском доме. Здесь весело. Есть друзья и подруги. Летом посещаем разные музеи, гуляем по городу, общаемся. 

Воспитывать детей — ответственный и непростой труд.

Единственный детский дом в Гродно снаружи и внутри производит благоприятное впечатление. Яркое здание, больше напоминающее детский сад, окружено высоким забором и оборудовано камерами наблюдения. Директор Нелли Стрелковская готова рассказать о своих воспитанниках:

— Работаю в этой должности шестой год. Могу сказать, что за это время численность детей у нас примерно одинаковая. Периодически передаем детей на семейные формы воспитания, и число ребят у нас соответственно уменьшается. Сегодня у нас 52 ребенка в возрасте от 3 до 18 лет. Много ребят уходит после 9 класса, чтобы получить профессию. На обучение в 10 — 11 классах остаются те, кто целенаправленно стремится к получению определенного образования. 

— Тяжело найти подход к ребятам? 

— Стараемся работать профессионально. 

Конечно же, нашим детям нужно больше заботы, больше внимания, больше профессионализма от педагогов. Потому что на самом деле все это раненые дети. К нам они приходят из Дома малютки или социально-педагогических центров. У нас созданы все условия для развития, воспитания, сохранения здоровья ребенка. Но мы всегда искренне радуемся, когда дети уходят в семьи. Маму с папой никто не заменит.

— А бывает, что детей возвращают обратно?

— Такие случаи редки, но есть. Очень больно и обидно видеть повторное сиротство. Ребенку вновь приходится испытать горечь утраты. Потому важно, чтобы органы, давшие согласие на усыновление, не упустили какие-то переломные моменты, вовремя оказали родителям помощь и поддержку. Ведь порой у них не все сразу получается. В прошлом году 7 детей ушли от нас на усыновление. 

Кадры решают все

Действительно ли дома семейного типа — лучшая альтернатива детским домам? Практика показывает, что эта форма воспитания детей наиболее приемлемая и результативная. За последние годы в Гродно появился целый родительский квартал. В нынешнем году сдадут в эксплуатацию еще один комфортабельный коттедж, в 2020-м — тоже. 

Детство у каждого должно быть счастливым.

Однако не все так просто. Главный специалист управления образования Гродненского облисполкома Ольга Ханевич не скрывает подводных камней, с которыми приходится сталкиваться:

— Существует кадровая проблема. Бывает, что по разным причинам родители-воспитатели прекращают свою деятельность. И отсутствие кандидатов, которые могли бы оперативно их заменить, существенно осложняет работу. Подобная проблема стояла в прошлом году в Ошмянском районе, в текущем — в Вороновском. Очень важно как можно быстрее сделать все возможное, чтобы заботу о дальнейшей судьбе ребенка взяли люди подготовленные, мотивированные. Чтобы в новой семье он почувствовал себя значимым, защищенным и любимым.

ОФИЦИАЛЬНО

В Гродненской области 27 домов семейного типа, в которых воспитываются 200 детей-сирот. Всего в регионе проживают 2.654 ребенка-сироты, из которых 1.759 детей находятся на воспитании в замещающих семьях. Это 64,7%. Ежегодно количество вновь выявленных детей-сирот в Гродненской области сокращается. С 2012 года по отношению к 2018 году этот показатель снизился почти на треть. Система замещающего родительства формируется с учетом потребностей региона и на фоне того, что ежегодно сокращаются дома-интернаты, детские дома. Последние пять лет удается найти замещающие семьи для 83% вновь выявленных сирот. Сейчас на Гродненщине функционируют два детских дома — в Гродно и Волковыске. На стадии ликвидации — Ошмянская школа-интернат. 

kondratsieva@sb.by

Фото Бориса Мещерякова.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter