Тепленькая пошла…

Ученые пока не могут объяснить, почему вдруг резко повышается температура воды в артезианских скважинах и колодцах. Но то, что геотермальная энергия заслуживает к себе большего внимания, – факт очевидный. О геотермальной энергии ее использовании “НГ” писала не раз. А работники коммунальной службы городского поселка Корма Гомельской области знают теперь о ней не понаслышке. Недавно одна из скважин местного водозабора вместо ледяной артезианской воды вдруг начала давать… горячую. Чудеса, да и только, ведь водозабор находится буквально в чистом поле и глубина его около 100 метров. Точную причину неожиданного потепления воды не могут установить даже ученые. На днях водозабор посетил заместитель генерального директора РУП «Белгеология» Ярослав Грибик, чтобы разобраться с ситуацией на месте.

Ученые пока не могут объяснить, почему вдруг резко повышается температура воды в артезианских скважинах и колодцах. Но то, что геотермальная энергия заслуживает к себе большего внимания, – факт очевидный.

О геотермальной энергии ее использовании “НГ” писала не раз. А работники коммунальной службы городского поселка Корма Гомельской области знают теперь о ней не понаслышке. Недавно одна из скважин местного водозабора вместо ледяной артезианской воды вдруг начала давать… горячую. Чудеса, да и только, ведь водозабор находится буквально в чистом поле и глубина его около 100 метров. Точную причину неожиданного потепления воды не могут установить даже ученые. На днях водозабор посетил заместитель генерального директора РУП «Белгеология» Ярослав Грибик, чтобы разобраться с ситуацией на месте.

Самое простое объяснение нагревания воды — возможная неисправность насоса. Теоретически он может работать как “кипятильник”. Но есть и явные признаки геологического происхождения тепла в скважине. Во-первых, изменился состав воды. Содержание железа в ней подскочило почти в сто раз! Во-вторых, это уже не первый случай. Примерно пятнадцать лет назад недалеко от этого места, в деревне Светиловичи, ученые тоже зарегистрировали повышение температуры в водозаборной скважине. Не исключено, что эти события — звенья одной цепи.
— Похоже, “ожил” старый разлом земной коры, что и привело к притоку горячей воды из недр, — говорит заведующий отделом геотермии Белорусского геологоразведочного научно-исследовательского института Владимир Зуй. — Для установления точной причины необходимы дополнительные исследования.
Случаи потепления артезианских вод отмечались и в других районах Беларуси. Горячая вода появлялась прямо в колодцах, приводя в недоумение сельчан.

Хоть чай заваривай...

Во времена язычества колодец в деревне Стрипуны Островецкого района наверняка стал бы объектом поклонения. Его хозяйка запомнила прошлую весну на всю жизнь. Утром она решила напоить свою буренку. Подняв из глубины колодца наполненное ведро, она с ужасом обнаружила, что вода в нем горячая. Женщина позвонила сыну, вместе они принялись выкачивать содержимое колодца насосом “Ручеек”, и тот сгорел от перегрева. Спустя несколько дней странным колодцем занялись ученые.
— Когда мы с Ярославом Грибиком приехали в Стрипуны, пар из колодца уже не шел, — вспоминает Владимир Зуй. — Хозяева решили, что колодец пришел в норму. Но температура воды в нем оказалась 16 градусов. Для колодца это много. Как правило, вода на такой глубине не превышает 7—8 градусов. Мы исследовали колодцы соседей, но в них никаких изменений не обнаружили.
Аномалии в неожиданном повышении температуры воды ученые не увидели. Вполне возможно, в месте, где расположен колодец, также имеются разломы в земной коре, считает Владимир Зуй. Нельзя исключать и возможное повреждение проводки мотора. Но ведь насос включается в розетку лишь на несколько минут для наполнения ведер. Достаточно ли этого времени, чтобы нагреть сотни литров воды в колодце?
Похожий случай произошел два года назад в деревне Затитова Слобода Пуховичского района. В одном из колодцев вода также стала горячей. Насоса у хозяев не было. Воду добывали традиционно — ведром. После того как из колодца пошел пар, на помощь вызвали местную экологическую инспекцию. Специалисты подтвердили аномальность явления, но установить причину не смогли. Через несколько дней ученые провели необходимые замеры. Вода к тому времени уже остыла, но ее температура по-прежнему превышала норму на 15 градусов. И опять-таки в колодцах соседей никаких аномальных проявлений отмечено не было. Температура воды в них составляла 7—8 градусов. В норме оказалась и вода в кринице, протекающей неподалеку от странного колодца.
— Вероятнее всего, в этом случае тоже “ожил” старый разлом и энергия кратковременно “выплеснулась” из глубоких горизонтов, — предполагает Владимир Зуй. — Такие случаи могут происходить и в будущем. Как правило, для людей подобные явления опасности не представляют. Тревогу у специалистов вызывает лишь возможное изменение химического состава воды, поэтому надо обязательно сделать ее анализ.

Подземная альтернатива

Если проявления подземной энергии заметны даже невооруженным глазом, можно ли ее применять, скажем, для отопления или подогрева воды? Можно, уверен Владимир Зуй.
— И для этого необязательно ждать, когда горячая вода появится в колодце или скважине, — убежден он. — Использовать геотермальную энергию реально практически в любом населенном пункте Беларуси. Современные технологии позволяют из подземных вод с температурой всего 6—10 градусов получать горячую воду для отопления зданий, теплиц, бассейнов и любых других целей. И такие установки работают в нашей стране, некоторые уже более пятнадцати лет. Наиболее крупный проект запущен в феврале этого года. На тепличном комбинате “Берестье” начала работать геотермальная станция мощностью около одного мегаватта. Она позволяет использовать тепловую энергию подземных вод для выращивания овощей в теплицах.
Первые геотермальные установки в нашей стране создавались для отопления зданий мощных водозаборов и канализационных станций, удаленных от газопроводов. В частности, подземной энергией отапливается канализационная станция в деревне Новый Двор, что недалеко от Минска. Уже несколько лет по такому же принципу греются батареи в зданиях пограничного перехода “Новая Рудня” Ельского района. Он, кстати, находится в Припятском прогибе. Ученые считают этот регион наиболее благоприятным местом для использования подземного тепла. На глубине температура в нескольких скважинах доходит до 100—120 градусов. Проблема лишь в высоком содержании солей, что усложняет применение этих подземных “рассолов”.
Есть опыт использования геотермальной энергии и в частных коттеджах. По экспертной оценке, всего в Беларуси действует около ста подобных установок. Вместе они производят примерно 4,5 мегаватта тепловой энергии. Цифры приблизительные, уточняет Владимир Зуй. Учет таких установок не ведется. К сожалению, нет и конкретной программы, которая могла бы стимулировать развитие этого направления, хотя есть все предпосылки более активно использовать подземную энергию.
— Геотермальная энергия — возобновляемый ресурс, — напоминает ученый. — Затратив небольшое количество электроэнергии на работу насосов, мы можем получать тепло без вредных выбросов в окружающую среду. С точки зрения экономики это отличная альтернатива импортируемым энергоресурсам, прежде всего газу. Установки успешно работают в наших условиях уже не один год. Проблема лишь в необходимости первоначальных затрат на их создание. Для крупных геотермальных станций необходимо бурение глубоких скважин. Один метр такой скважины может стоить 500—550 долларов. Но для целей энергетики можно использовать и старые скважины, в которых геологи не обнаружили нефть.
Интерес к развитию геотермальной энергетики в Беларуси проявляют и зарубежные инвесторы. Жилой комплекс “Лебяжий” в Минске может стать первым в Беларуси, который будет отапливаться энергией подземных источников.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter